Как зарегистрировать товарный знак и защитить его от конкурентов
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Пошаговый план и подводные камни
Товарный знак помогает потребителям различать продукты разных производителей, поэтому каждый бренд старается выделиться на рынке. Как правильно пройти процедуру регистрации и защититься от непорядочных конкурентов, желающих скопировать ваш товарный знак, «Секрету фирмы» рассказал управляющий партнёр, коммерческий директор ГК «Европейская юридическая служба» Андрей Хорошилов.
Что может стать товарным знаком, а что — нет
Как правило, в качестве товарного знака регистрируют название и логотип бренда. Но им может быть и оригинальная упаковка, слоганы и звуки (например, мелодии из рекламы или музыкальная заставка). Самый редкий вариант — ароматы.
Что нельзя сделать товарным знаком
-
обозначения, схожие с существующими товарными знаками;
-
государственные и общепринятые символы;
-
наименования международных организаций, их символы;
-
обозначения продуктов всеобщего употребления (например, просто «хлеб» или «вода»).
Как проверить товарный знак на плагиат
Чтобы не терять время из-за отказов в регистрации, следует проверить свой товарный знак на плагиат. В этом помогут платные онлайн-сервисы с доступом к данным ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности, уполномоченный Роспатентом).
Можно проверить знак и бесплатно — через информационный ресурс «Открытые реестры», размещённый на сайте ФИПС. Однако порой он выдаёт не совсем полную информацию: например, при поиске по ключевому слову среди результатов отсутствуют некоторые зарегистрированные товарные знаки.
Товарный знак должен пройти проверку на визуальное, фонетическое и семантическое сходство. Если всё хорошо и ваш знак уникален, можно начать процедуру регистрации.
Как зарегистрировать товарный знак
1. Соберите документы:
-
заявку на регистрацию;
-
обозначение товарного знака и его описание в свободной форме;
-
перечисление товаров и услуг, для которых будет использован товарный знак;
-
согласие на обработку персональных данных.
Образцы можно найти на сайте Роспатента.
2. Подайте собранный пакет в Роспатент.
Можно отправить заявку онлайн через сайты ФИПС или «Госуслуги». Но для этого необходима квалифицированная электронная подпись. Можно и самостоятельно поехать в московский офис Роспатента или отправить заявку обычной почтой.
3. Оплатите госпошлины.
При подаче заявки в электронном виде на них будет действовать скидка в размере 30 %. Необходимо заплатить за регистрацию заявки и проверку документов на соответствие перечню, проведение экспертизы на уникальность товарного знака и его легитимность, саму регистрацию и выдачу свидетельства. Всё вместе это обойдётся в сумму около 33 тыс. рублей.
Сколько длится процедура регистрации
Процесс не слишком быстрый. Первый этап проверки (оплата госпошлин и документов) занимает до месяца. Экспертиза товарного знака — до шести месяцев. Далее идёт сама регистрация, публикация сведений в официальном бюллетене в течение месяца, выдача свидетельства (в течение такого же срока).
Срок действия исключительного права составляет 10 лет. После этого срока его можно продлевать с помощью повторной регистрации.
Что делать, если конкурент незаконно использует товарный знак
Обнаружив нарушение, в первую очередь владелец товарного знака должен обратиться в полицию. Для этого следует лично прибыть в отделение, взяв правоустанавливающие документы в отношении себя, а также товарного знака.
Если правонарушение было совершено не единожды или нанесло крупный ущерб (более 250 тыс. рублей), то использовавшему ваш товарный знак грозит уголовная ответственность. Величина ущерба рассчитывается исходя из примерной стоимости продукции, проданной с незаконным нанесением на упаковку товарного знака.
Какие штрафы ждут нарушителя
Нарушителя ждёт штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн рублей. Также предусмотрены обязательные или принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет.
Если кейс подпадает под административную ответственность (когда нарушение первое и с ущербом до 250 тыс. рублей), нарушителя ждёт штраф от 10 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией товаров.
Также правообладатель может подать иск в суд, чтобы полностью возместить причинённые убытки. Но порой удаётся решить вопрос и без тяжб.
Как самому не нарушить закон
Для размещения чужого товарного знака нужно разрешение. Но, например, сервисные центры, которые работают с техникой мировых брендов, часто пренебрегают этим.
Интересным прецедентом стала ситуация с одним сервисным центром по ремонту и trade in техники Apple. Так, на своём сайте и вывеске центр использовал логотипы техники, с которой работает. Однако однажды он получил на почту претензию о нарушении интеллектуальных прав от представителя Apple, в которой была угроза штрафа 5 млн рублей.
Претензия коснулась логотипа на сайте сервиса в виде перевёрнутого яблока с силуэтом Джобса. Консультация с юристом показала, что такой логотип (пусть и изменённый), несомненно, является нарушением интеллектуальных прав.
Что сделал владелец сервиса, чтобы избежать огромного штрафа? Во-первых, устранил нарушения: убрал все «яблочные» изображения. Во-вторых, сделал собственные фотографии техники, чтобы изображения точно являлись его интеллектуальной собственностью. Также подобным сервисам бизнесмен посоветовал создавать и регистрировать свой собственный уникальный товарный знак.
Использовать чужие товарные знаки нельзя в любом случае! Исключение возможно только с официального разрешения правообладателя.
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›«Восьмая Канцференция „Канцклуба“»: люди
Товарные обзоры
Все обзоры ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›