Топ-7 трендов канцелярского рынка после пандемии

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

От развития омниканальности до создания «Канц.клуба»

В современном бизнесе всё меняется очень быстро. Что уж говорить о пандемии, которая заставила в кратчайшие сроки перестроиться и производственников, и ретейл, и самих покупателей. Для канцелярского рынка это тоже было неизбежно.  

Мы уже рассказывали о главных признаках коронакризисного потребителя. Теперь предлагаем топ-7 трендов развития канцелярского рынка во время пандемии. Она, кстати, не только не закончилась, но, возможно, набирает новые обороты (индийский штамм, вакцинация, повторный ввод ограничений).

Каковы главные тренды развития канцелярского рынка в коронакризисный период, на открытой дискуссии канцелярского рынка обсуждали ведущие эксперты отрасли в рамках форума «Главный канцелярский вопрос» на выставке «Скрепка Экспо», которая проходила в марте в Москве. Из всех ответов мы выделили главное и сформулировали несколько важных мыслей.

1. Удорожание сырья

Как ни крути, пандемия — это кризис. А кризис — это нестабильность. Колебания цен неизбежны. По некоторым позициям сырьё для канцелярской отрасли подорожало на несколько десятков процентов. 

Пластик подорожал в целом от 40 % и выше. Мы не можем потребителям поднять так цены. Но ситуация обстоит гораздо хуже, чем с бумбелом. Ещё одна тема — контейнерные поставки, которые нас всех сейчас «радуют» задержкой контейнеров и повышением цен на эти контейнеры.
Светлана Винокурова, директор по продажам «ХАТБЕР-М»

Как отметил генеральный директор компании «ОСКОЛПЛАСТ» Александр Дорофеев, канцелярский рынок является высокорискованным. Повышение цен на сырьё — это тоже серьёзный риск.

Рост цен очень большой. Полипропилен стоил 95 рублей, сейчас 217. Очень сильно картон подорожал. Но мы постоянно работаем с ценами. Просто будьте в рынке, считайте деньги, и всё будет нормально. 
Александр Дорофеев, генеральный директор «ОСКОЛПЛАСТ» 

2. Изменение стоимости конечного продукта

Как бы ни старались производители и дистрибьюторы контролировать цены на свои товары, их рост неизбежен. А ввиду того, что ситуация меняется стремительно, фиксировать цены на долгосрочный период — большая зона риска.

Если раньше, до пандемии, в период стабильности компании могли себе позволить фиксировать цены на долгосрочный период, то сейчас этот пункт из договоров необходимо убрать, чтобы не нести риск.
Александр Дорофеев, генеральный директор «ОСКОЛПЛАСТ»

Однако канцелярщики стараются сделать всё, чтобы сдержать рост цен на конечную продукцию.

Мы ищем возможности не удорожать нашу продукцию, мы работаем с поставщикам, оперируем тиражами, чтобы цены были адекватными. Безусловно, рост на некоторые группы товаров есть. Есть какие-то общемировые тренды в плане доставки, растаможивания, от которых мы зависим, но всё, что мы можем, мы делаем. Мы своих покупателей очень любим, хотим, чтобы они оставались к нам лояльными и знали, что мы о них заботимся. Поэтому цену мы стараемся держать, сколько можем.
Ольга Белолипская, главный специалист по маркетингу «Малевичъ»

3. Омниканальность реализации продукции

Пожалуй, один из главных трендов развития в пандемийный период не только канцелярского рынка, но и ретейла в целом — развитие многоканальности реализации товаров. 

Интернет-торговля

Мы увидели развитие омниканальности. Потребитель стал ходить не только в стационарный магазин. Он стал ходить в сеть, в интернет, причём не только для себя, но и для своей организации. Угадать, где человек будет покупать, стало очень сложно. Нужно работать во всех каналах. Надо всегда искать возможности и перспективы.
Светлана Баскакова, директор по закупкам Мерлион

Социальные сети

Пандемия и локдаун заставили многие канцелярские компании плотнее заняться своими каналами интернет-продаж. И одними из самых активных здесь стали соцсети, которые позволяли напрямую общаться с продавцом. 

Мы усилили работу в социальных сетях, потому что количество обращений увеличилось. Мы общались, консультировали потребителей, старались поддерживать свой ассортимент и всех тех клиентов, которые из-за пандемии вынуждены были перейти на какой-то дистанционный формат — мы их поддерживали и призывали людей обращаться в те магазины, которые у них рядом, особенно это касается регионов.
Ольга Белолипская, главный специалист по маркетингу «Малевичъ»

Маркетплейсы

В 2020 году произошло перераспределение каналов продаж, часть перешло в онлайн, на маркетплейсе стало больше продаваться. Потом к концу года всё более-менее сбалансировалось. Но часть продаж всё равно перешла в онлайн, никуда от этого не денешься.
Максим Комин, директор по продажам ПК химический завод «Луч»

При этом некоторые производители сознательно отказываются идти на маркетплейсы, предоставляя это дистрибьюторам.

Мы не планируем идти на маркетплейсы, работаем через дистрибьюторов. Но мы чётко понимаем необходимость контроля этого неконтролируемого сегмента рынка. Это сложно. У нас есть уполномоченный поставщик на основные маркетплейсы Ozon и Wildberries. Это сложный вопрос, но он будет регулироваться.
Людмила Веденеева, исполнительный директор компании Maped

Офлайн-магазины

Хотят маркетплейсы во время пандемии совершили буквально квантовый скачок в развитии, онлайн-продажи компаний на их собственных интернет-площадках тоже подросли. В то же время говорить о полном отказе от магазинов офлайн-формата пока рано.

Людям удобно покупать онлайн, не спорю, но если ты хочешь это подарить и в должном виде всё принести, в магазине покупать удобнее.
Максим Комин, директор по продажам ПК химический завод «Луч»

У офлайн-магазина, считают канцелярщики, есть свои неоспоримые преимущества, начиная от шаговой доступности и заканчивая живой консультацией продавца-эксперта.

Я уверена, что офлайн никуда не пропадёт, особенно магазины в спальных районах, в шаговой доступности. Мы дарим покупателю эмоцию, мы с ним общаемся, мы его заряжаем позитивным настроением, у него есть возможность потрогать продукцию. Мы доносим до него все нюансы и особенности, которые он не будет читать в том же онлайне.  
Мария Астафьева, генеральный директор сети «Деловой»

4. Понимание ценности продукта

Представительство голландской компании Royal Talens (товары для творчества) открылось в России в марте 2020 года. А уже спустя считанные дни вся страна массово засела дома. Но это не помешало ни представительству, ни всей компании в целом показать хороший рост. Руководство сделало ставку на маркетинговую коммуникацию.

Мы очень верим в маркетинговую коммуникацию. Мы очень активно, когда сидели по домам, работали с нашими потребителями, воздействовали вот этими 7P на рынок, тем самым создавая дополнительную потребительскую ценность нашего бренда на рынке.
Евгений Бродянский, генеральный директор представительства Royal Talens в России

Модель 7Р в маркетинге включает такие составляющие, как Product, Price, Place, Promotional, Process, People и Physical Evidence. В отличие от классической модели 4Р, включающей первые четыре параметра, 7Р более соответствуют рынку В2В и подходит для комплекса маркетинга на рынке услуг.

Главным маркетинговым инструментом является сам продукт. Понимая это, можно выстроить эффективную цепочку продаж. 

Выкристализовалось осознание и понимание, что продукт — это наш главный маркетинговый инструмент. При правильном общении с покупателем хороший продукт продаёт сам себя.
Людмила Веденеева, исполнительный директор компании Maped

5. Наращивание производства

Пока одни предприятия были вынуждены останавливать линии, другие, наоборот, расширяли производство.

Мы купили буквально в декабре новые площади — 2,8 тыс. метров. Мы расширились, уже сделали там ремонт. С момента открытия завода, с 2003 года, мы не останавливались ни на секунду, у нас круглосуточные смены. Мы видим оживление на канцелярском рынке. Спрос огромный на наш товар. 
Александр Дорофеев, генеральный директор «ОСКОЛПЛАСТ»

Свои возможности развития в пандемию увидела и кировская фабрика кистей «АртАвангард». Сейчас она активно работает по 10 направления. 

В 2020 году мы нарастили производственную базу в два раза. Сегодня производственные мощности предприятия — 18 тыс. кв. метров.Чтобы их получить, мы запустили новое направление бизнеса, связанное с деревообработкой. База позволяла всё это сделать. 
Борис Пестов, генеральный директор фабрики кистей «АртАвангард» 

По мнению Бориса Пестова, многие оптовые фирмы идут на открытие производства в России. 

Нам поступает масса предложений от оптовых фирм делать либо кооперацию в производственной сфере, либо на нашей базе это всё развивать. Мы к этому готовы. Наша задача сегодня одна — наращивать объёмы производства так, чтобы к школьному сезону мы были готовы грузить в полном объёме то, что требуется. 
Борис Пестов, генеральный директор фабрики кистей «АртАвангард» 

6. Размывание канцелярской розницы

Пандемия и спровоцированный ею локдаун вызвали размывание границ не только между домом и офисом, работой и отдыхом, но и отдельными сегментами рынка. В частности, канцелярия всё больше теряет узкую специализацию и всё чаще смотрит в сторону товаров для творчества. 

Если говорить о профессиональной специализированной канцелярской рознице, как таковой её больше нет. Это всё больше смежная розница. Куда идти? Идти в любое творчество — и в рукоделие, и в профессиональную художку. 
Игорь Зайцев, директор по продажам ТД «Гамма»

Примечательно, что товары для рукоделия и художественного творчества — это два отдельных магазина в рознице. 

Рукоделие (наборы для вышивания, мужской handmade) обязательно вводит в свой ассортимент 20–40 % художественных материалов. При этом они существуют на рынке рукоделия и работают по его правилам. Ровно так же, как чисто художественные магазины в регионах не ограничиваются ассортиментом профессиональных художников и вводят рукоделие. Что уж говорить о наших родных канцелярщиках… Канцелярщикам некуда больше двигаться, кроме как в творчество, профессиональную студийную художку.  
Игорь Зайцев, директор по продажам ТД «Гамма»

7. Запрос на обмен опытом

Когда всех накрыло общей бедой, у участников канцелярского рынка появился большой запрос на обмен опытом выживания. В итоге сформировалось профессиональное сообщество «Канц.клуб», которое сегодня успешно развивается. 

Ещё до пандемии встал вопрос, что на канцелярском рынке именно среди предпринимателей, розничных продавцов нет практически никаких связей. Когда я выступила с этим на одном из форумов, многие меня поддержали, но многие и говорили: вы же все конкуренты, как вы можете друг с другом общаться, делиться опытом – у вас ничего не выйдет. Но пришёл карантин, и буквально за несколько дней у нас собралось сообщество со всей России. Мы очень активно делились своими проблемами.
Мария Астафьева, генеральный директор сети «Деловой», основатель «Канц.клуба»

Мария Астафьева уверена, что если предприниматели готовы учиться, развиваться, делиться своими знаниями, то таким образом можно подрастить всю канцелярскую отрасль. Это выгодно всем сторонам. 

Наша отрасль очень технологически не развита именно в плане общения и коммуникации участников. Вот этим развитием мы сейчас и занимаемся. Я считаю, это очень важно, потому что так мы быстрее развиваемся как предприниматели.
Мария Астафьева, генеральный директор сети «Деловой», основатель «Канц.клуба»

Тренды развития канцелярского рынка — лишь один из вопросов, которые рассматривался экспертами на открытой дискуссии . Более подробно о канцелярском мире после пандемии можно посмотреть в видео обсуждения.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.