Внимание, акция! Почему офлайн-ретейл хочет ограничить скидки на маркетплейсах
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
И к чему это может привести весь рынок

Федеральные розничные сети попросили государство ограничить размеры скидок, которые маркетплейсы предоставляют покупателям. Онлайн-площадки снижают цены на товары продавца на 30–50 %, что негативно сказывается на офлайн-торговле.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предлагает ввести поправку в законопроект «О платформенной экономике»: маркетплейсы не смогут инвестировать в цену товаров более 10% от своего годового оборота. В этом случае и средние скидки в онлайне уменьшатся до тех же 10%, полагают эксперты. Вместе с «Известиями» рассматриваем этот вопрос со стороны каждого из участников.
Материалы по теме
На покупки в интернете россияне тратят на 51 % больше, чем в среднем по всем магазинам
Крупные торговые сети просят правительство ограничить скидки на маркетплейсах
О необходимости изменений в работе маркетплейсов высказались 93 % селлеров
Власти обсудили вопрос дерегулирования офлайн-торговли
ФАС не видит необходимости в дополнительном антимонопольном регулировании маркетплейсов
ФАС требует от Ozon и Wildberries публично обосновать механизм автоакций
За счёт чего маркетплейсы дают большие скидки
Неравные условия
АКОРТ просит правительство ограничить возможности маркетплейсов за свой счёт устанавливать скидки на товары в 30–50 %. Крупный ретейл видит в этом «ценовой демпинг», который неблагоприятно сказывается на всех участниках торговой цепочки, начиная от продавцов и заканчивая российской экономикой в целом.
По мнению ассоциации, разное правовое регулирование офлайн- и онлайн-торговли и разное оформление договорных отношений с партнёрами не даёт традиционной рознице делать такой большой дисконт, который позволяют себе маркетплейсы.
Ретейлеры приобретают товары у поставщиков и продают их от своего имени, поэтому не могут активно снижать цены за собственный счёт, так как продажа ниже себестоимости нарушает законодательство. Маркетплейсы сотрудничают с поставщиками по договорам комиссии: сами устанавливают скидку и оплачивают её за счёт собственных средств. Суммарно вложения в снижение цен сопоставимы с годовой выручкой онлайн-площадок, указали в АКОРТ.
Механизм снижения цен за счёт МП
Как на практике происходит снижение цены за счёт средств маркетплейсов, пояснил глава Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
Например, продавец выставляет свой товар на онлайн-площадку по цене 2000 рублей. Маркетплейс по своей инициативе ставит на него скидку 50 %, то есть продает по 1000 рублей. Покупатель приобретает товар за половину от установленной стоимости, а продавец тем временем получает за него деньги в полном объёме (2000 рублей). Разницу между ценой продавца и стоимостью для покупателя маркетплейс компенсирует за счёт своих денег или баллов. Продавец может потратить их на сокращение комиссии, услуги МП и др.
Основная цель такого подхода — установление монопольно низкой цены и устранение конкурентов с рынка. Такой стиль в международной практике признан хищническим ценообразованием.
Перспективы офлайн-ретейла
Если всё останется по-прежнему, это может привести к «закрытию мелкого и среднего офлайн-ретейла, торговых центров, гипермаркетов, угасанию рынков аренды, продажи помещений», считают в АКОРТ.
Скидки маркетплейсов снижают объём реализации товаров в остальных каналах продаж, которые становятся непривлекательными не только для покупателей, но и для поставщиков. Уже сейчас мы наблюдаем достаточно масштабные сокращения секторов офлайн-бизнеса: продажи детских товаров, книг, канцелярии, товаров для творчества. Участники рынка вынуждены сворачивать бизнес, сокращать сотрудников, отказываться от аренды и покупки помещений.
Новые условия для МП
В законе «О платформенной экономике», который сейчас находится в стадии разработки, торговые сети просят закрепить условие, по которому маркетплейсам запретят инвестировать в цену товаров более 10 % от своего годового оборота. На сегодняшний день, по подсчётам АКОРТ, этот показатель на отдельных онлайн-площадках достигает 100 % (!) от выручки.
Это значит, что онлайн-площадки смогут выставлять максимальную скидку в 10 %, более глубокий дисконт будет запрещён.
Такой же позиции придерживается глава организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов: офлайн-розница беспокоится обоснованно, ведь доля маркетплейсов стремительно растёт не только в интернет-сегменте, но и в ретейле в целом. Если маркетплейсы смогут вкладывать в снижение цен максимум 10 % от своего оборота, то и скидки на товары не превысят 10 %.
Готовы ли власти ограничивать скидки на МП
В мировой практике уже неоднократно обращались к подобной политике ограничений. Так, в Китае антимонопольное законодательство не позволяет платформам с доминирующим положением продавать товары ниже себестоимости без обоснованных причин. Во Франции также запрещено продавать в убыток, исключение составляют лишь скоропортящиеся и сезонные товары.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко прокомментировали, что вопросу скидок и проведения акций с понижением цены посвящена отдельная статья проекта закона «О платформенной экономике». Пока маркетплейсы запускают единые скидочные акции, продавцы стремятся найти лазейки, например, в виде завышения цен накануне распродаж, а это уже затрагивает интересы покупателей.
Новый законопроект призван защитить права потребителей и одновременно соблюсти баланс интересов всех участников платформенной экономики. Однако если предложенная АКОРТ инициатива будет принята, это может лишить МП главного преимущества — «бесконечной полки», где всегда есть предложения с лучшей ценой, заметили в Минэкономразвития. Сейчас на экономически значимые платформы уже распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе запрет на установление монопольно низких цен на товары. Соблюдение требований контролирует ФАС.
В антимонопольной службе рассказали, что уже изучают практику ведущих торговых онлайн-площадок, которые делают скидки за счёт своих средств, на предмет соответствия требованиям закона.
Регулировать нельзя, оставить: позиция Минпромторга и маркетплейсов
Маркетплейсы используют собственные скидки на товары поставщиков, компенсируя разницу в цене за свой счёт по самым разным мотивам, отметили в Минпромторге. Таким образом могут, к примеру, увеличивать оборачиваемость товаров.
Законопроект «О платформенной экономике» в числе прочего предлагает урегулировать вопрос о том, как маркетплейсы могут вовлекать поставщиков товаров в акционные кампании. Агрегаторам нужно будет заранее получить согласие на снижение цены. При этом контрагент должен иметь возможность установить полный запрет на продажу своих товаров со снижением цены, добавили в Минпромторге.
Вмешательство в формирование скидок создаст негативный прецедент для отрасли торговли в целом, уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов.
Скидки для всех и всегда были гибким механизмом работы со своей клиентской базой и с товарными остатками. Мы считаем важным, чтобы продавцы были проинформированы о применении скидок и имели возможность выражать свое согласие или запрет на их применение.
В Wildberries отметили, что цену на МП определяет исключительно продавец, тогда как скидки от онлайн-площадки финансируются самой платформой, делая товары привлекательнее и доступнее. Это повышает спрос и помогает продавцам увеличивать продажи, сохраняя прибыль.
В пресс-службе Ozon напомнили, что в офлайн-ретейле тоже есть скидки, промоакции и др. Если их ограничить, то россиянам придётся платить за товары больше, а рост малого и среднего предпринимательства, в том числе отечественных производителей, замедлится.
Фото на превью: freepik.com.
Комментарии (0)
Правила ›