Внимание, акция! Почему офлайн-ретейл хочет ограничить скидки на маркетплейсах

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

И к чему это может привести весь рынок

Федеральные розничные сети попросили государство ограничить размеры скидок, которые маркетплейсы предоставляют покупателям. Онлайн-площадки снижают цены на товары продавца на 30–50 %, что негативно сказывается на офлайн-торговле. 

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предлагает ввести поправку в законопроект «О платформенной экономике»: маркетплейсы не смогут инвестировать в цену товаров более 10% от своего годового оборота. В этом случае и средние скидки в онлайне уменьшатся до тех же 10%, полагают эксперты. Вместе с рассматриваем этот вопрос со стороны каждого из участников.

Материалы по теме

За счёт чего маркетплейсы дают большие скидки

Неравные условия

АКОРТ просит правительство ограничить возможности маркетплейсов за свой счёт устанавливать скидки на товары в 30–50 %. Крупный ретейл видит в этом «ценовой демпинг», который неблагоприятно сказывается на всех участниках торговой цепочки, начиная от продавцов и заканчивая российской экономикой в целом. 

По мнению ассоциации, разное правовое регулирование офлайн- и онлайн-торговли и разное оформление договорных отношений с партнёрами не даёт традиционной рознице делать такой большой дисконт, который позволяют себе маркетплейсы.

Ретейлеры приобретают товары у поставщиков и продают их от своего имени, поэтому не могут активно снижать цены за собственный счёт, так как продажа ниже себестоимости нарушает законодательство. Маркетплейсы сотрудничают с поставщиками по договорам комиссии: сами устанавливают скидку и оплачивают её за счёт собственных средств. Суммарно вложения в снижение цен сопоставимы с годовой выручкой онлайн-площадок, указали в АКОРТ.

Механизм снижения цен за счёт МП

Как на практике происходит снижение цены за счёт средств маркетплейсов, пояснил глава Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. 

Например, продавец выставляет свой товар на онлайн-площадку по цене 2000 рублей. Маркетплейс по своей инициативе ставит на него скидку 50 %, то есть продает по 1000 рублей. Покупатель приобретает товар за половину от установленной стоимости, а продавец тем временем получает за него деньги в полном объёме (2000 рублей). Разницу между ценой продавца и стоимостью для покупателя маркетплейс компенсирует за счёт своих денег или баллов. Продавец может потратить их на сокращение комиссии, услуги МП и др. 

Основная цель такого подхода — установление монопольно низкой цены и устранение конкурентов с рынка. Такой стиль в международной практике признан хищническим ценообразованием.
Артур Гафаров, директор Института развития предпринимательства и экономики 

Перспективы офлайн-ретейла

Если всё останется по-прежнему, это может привести к «закрытию мелкого и среднего офлайн-ретейла, торговых центров, гипермаркетов, угасанию рынков аренды, продажи помещений», считают в АКОРТ.

Скидки маркетплейсов снижают объём реализации товаров в остальных каналах продаж, которые становятся непривлекательными не только для покупателей, но и для поставщиков. Уже сейчас мы наблюдаем достаточно масштабные сокращения секторов офлайн-бизнеса: продажи детских товаров, книг, канцелярии, товаров для творчества. Участники рынка вынуждены сворачивать бизнес, сокращать сотрудников, отказываться от аренды и покупки помещений.
Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ

Новые условия для МП

В законе «О платформенной экономике», который сейчас находится в стадии разработки, торговые сети просят закрепить условие, по которому маркетплейсам запретят инвестировать в цену товаров более 10 % от своего годового оборота. На сегодняшний день, по подсчётам АКОРТ, этот показатель на отдельных онлайн-площадках достигает 100 % (!) от выручки.  

Это значит, что онлайн-площадки смогут выставлять максимальную скидку в 10 %, более глубокий дисконт будет запрещён.
Артур Гафаров, директор Института развития предпринимательства и экономики 

Такой же позиции придерживается глава организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов: офлайн-розница беспокоится обоснованно, ведь доля маркетплейсов стремительно растёт не только в интернет-сегменте, но и в ретейле в целом. Если маркетплейсы смогут вкладывать в снижение цен максимум 10 % от своего оборота, то и скидки на товары не превысят 10 %. 

Готовы ли власти ограничивать скидки на МП

В мировой практике уже неоднократно обращались к подобной политике ограничений. Так, в Китае антимонопольное законодательство не позволяет платформам с доминирующим положением продавать товары ниже себестоимости без обоснованных причин. Во Франции также запрещено продавать в убыток, исключение составляют лишь скоропортящиеся и сезонные товары.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко прокомментировали, что вопросу скидок и проведения акций с понижением цены посвящена отдельная статья проекта закона «О платформенной экономике». Пока маркетплейсы запускают единые скидочные акции, продавцы стремятся найти лазейки, например, в виде завышения цен накануне распродаж, а это уже затрагивает интересы покупателей. 

Новый законопроект призван защитить права потребителей и одновременно соблюсти баланс интересов всех участников платформенной экономики. Однако если предложенная АКОРТ инициатива будет принята, это может лишить МП главного преимущества — «бесконечной полки», где всегда есть предложения с лучшей ценой, заметили в Минэкономразвития. Сейчас на экономически значимые платформы уже распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе запрет на установление монопольно низких цен на товары. Соблюдение требований контролирует ФАС.

В антимонопольной службе рассказали, что уже изучают практику ведущих торговых онлайн-площадок, которые делают скидки за счёт своих средств, на предмет соответствия требованиям закона. 

Регулировать нельзя, оставить: позиция Минпромторга и маркетплейсов

Маркетплейсы используют собственные скидки на товары поставщиков, компенсируя разницу в цене за свой счёт по самым разным мотивам, отметили в Минпромторге. Таким образом могут, к примеру, увеличивать оборачиваемость товаров.

Законопроект «О платформенной экономике» в числе прочего предлагает урегулировать вопрос о том, как маркетплейсы могут вовлекать поставщиков товаров в акционные кампании. Агрегаторам нужно будет заранее получить согласие на снижение цены. При этом контрагент должен иметь возможность установить полный запрет на продажу своих товаров со снижением цены, добавили в Минпромторге. 

Вмешательство в формирование скидок создаст негативный прецедент для отрасли торговли в целом, уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов.

Скидки для всех и всегда были гибким механизмом работы со своей клиентской базой и с товарными остатками. Мы считаем важным, чтобы продавцы были проинформированы о применении скидок и имели возможность выражать свое согласие или запрет на их применение.
Артём Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)

В Wildberries отметили, что цену на МП определяет исключительно продавец, тогда как скидки от онлайн-площадки финансируются самой платформой, делая товары привлекательнее и доступнее. Это повышает спрос и помогает продавцам увеличивать продажи, сохраняя прибыль.

В пресс-службе Ozon напомнили, что в офлайн-ретейле тоже есть скидки, промоакции и др. Если их ограничить, то россиянам придётся платить за товары больше, а рост малого и среднего предпринимательства, в том числе отечественных производителей, замедлится.

Фото на превью: .


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.