Антон Мальцев, «КанцПарк». «Пульс отрасли — 2023»

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Роман Белопухов опрашивает участников канцелярского рынка об итогах 2023 года

Слово вводное главредское

Старые добрые времена закончились, начались новые злобные: всё с ног на голову, всё вверх дном, началась эпоха перемен и перманентной турбулентности, и она продолжается, и конца ей не видно. Год 2022-й был шоковым и шокирующим, когда некоторые просто цепенели в ужасе и апатии. А вот 2023-й стал годом принятия, веры в свои силы, собранности и уверенности в том, что только от них самих зависит дальнейшее будущее.

Очевидно, что у каждого звена канцелярской цепочки, будь то производство, импорт, опт или розница, свои заморочки. Здесь и нарушение сложившейся логистики, и лютый кадровый голод, и дефицит компонентов, и сложности с обслуживанием оборудования, а о плавающем курсе и ключевой ставке вообще нет смысла писать. В общем, с поправкой на канал, свои уровни драматичности. Поэтому, конечно же, без сложностей, трудностей, но их дальнейшего решения и побед над ними не обошлось.

Я решил выяснить, каким этот год был для предпринимателя из Мурома Антона Мальцева лично и его «КанцПарков», поэтому и обратился к нему с вопросами.

Антон на фоне гор Словении
Антон на фоне гор Словении

О прошлом

— Антон, привет! Предлагаю тебе оглянуться на уходящий год и вспомнить, каким он был. Как ты встретил 2023-й? Каково было твоё личное состояние и состояние твоего бизнеса к концу 2022 — началу 2023 года?

— Привет-привет. Мне в конце года всегда кажется, что ничего такого особенного не происходило, год как год. А потом начинаю вспоминать повнимательнее, и всё-таки кое-что да успелось.

Год назад моё душевное состояние уже нормализовалось после нескольких месяцев неспокойствия, поэтому в новогоднюю ночь было понимание, что мир не рухнет, он просто вот такой, и ничего я с ним не поделаю, поэтому надо работать и не забывать при этом жить.

В конце 2022 года мы договорились о покупке небольшого сувенирного производства, я достаточно давно хотел попробовать окунуться в эту сферу.

Все канцелярские магазины чувствовали себя очень неплохо, 2022 год был лучшим в нашей истории с точки зрения прибыли. А вот магазин игрушек планомерно сползал вниз, и на 2023 год было задумано начать его реанимировать.

О настоящем

— Расскажи, как сейчас  обстоят дела у тебя и у твоего дела? Чем можешь похвастаться в 2023 году? Какие одержал победы? Что с тобой произошло нового? Да к чему все эти подводки, давай так: какое событие-2023 стало для тебя прорывом года? И как это отразилось на тебе или на твоём бизнесе, или всё вместе?

— В феврале 2023 года у нас появилось то самое сувенирное подразделение, и весь год мы потихоньку его развивали. Расширили линейку, купили лазерный гравировальный станок и стали осваивать производство изделий, да к тому же из родной муромской фанеры. Наверное, это и можно назвать неким прорывом, хотя, конечно, никакого огромного мгновенного эффекта мы не получили. Прорыв тут, скорее, в том смысле, что я прям давно-давно мечтал о производстве, и вот теперь мы начали этим заниматься.

Часть того, что изготавливает новое сувенирное подразделение, мы добавили в ассортимент наших канцелярских магазинов: кружки, открытки, магниты, значки, брелоки, деревянные заготовки и подарочные коробки. За счёт этого сразу — нет-нет, не начали зарабатывать много-много денег, — существенно увеличили загрузку немногочисленных сотрудников-сувенирщиков.

Канцелярские магазины в 2023 году росли слабо, в пределах 10 %. В общем, не росли. Но тут всё в рамках ожиданий, даже, может быть, лучше. В любом случае именно это подразделение на сегодняшний день финансирует все наши новые начинания. Там работает вполне слаженная команда, способная решать все необходимые задачи.

А ещё в этом году попробовали сунуться на маркетплейсы. Летом супруга зарегистрировала кабинет на «Яндекс.Маркете», разобралась, ввела в курс дела сотрудников и запустила продажи. Конечно, давно надо было это сделать, но не хватало рук, и я очень благодарен супруге за то, что выделила на это время. Теперь у нас есть ещё один канал продаж, который можно и нужно развивать.

А, да, вот что вспомнил. Мы же ещё в Словению уехали. Примерно 10 лет назад мы начали задумываться о том, чтобы пожить в Европе, и к 2023 году наши финансовые возможности наконец-то позволили осуществить эту затею. Процесс оформления и ожидания документов занял практически весь год, и вот в конце года мы перебрались сюда с твёрдыми намерениями в ближайшее время запустить здесь бизнес. Да, времена не лучшие, скажут 99,5 % людей. Но я не согласен.

В любые времена лучший день для того, чтобы что-то сделать, — сегодня.

Бонусом к предыдущей новости идёт тот факт, что в Муроме теперь наши розничные магазины работают без наличия меня, а значит, достаточно скоро можно будет понять, насколько хорошо я настроил систему работы, чем занимался последние два года. И это тоже новый и очень интересный опыт. В общем, если присмотреться, 2023 год был насыщенным.

— Случилось ли что-то, что можно было назвать провалом года? Был ли у тебя в 2023-м конкретный фейл?

— Пожалуй, главной ошибкой было ожидать суперуспешного старта работы сувенирного подразделения. Напомню, мы купили его уже работающим, с трёхлетней историей, но не совсем в том состоянии, как я себе намечтал. Я не учёл, насколько ограничены возможности сотрудников, а также оборудования и, соответственно, наши производственные мощности. Примерно полгода ушло на то, чтобы разобраться в процессах, притереться к коллективу, расширить штат и выйти на понятные показатели.

— Разминка для ума. Охарактеризуй 2023 год одним словом, неважно, прилагательным или существительным, да хоть бы и вообще наречием.

— Нормальный.

О будущем

— Ты строишь планы на будущее? Планируешь в краткосрок или даже в долгосрок? Каким бы ты хотел видеть будущий год для себя отдельно и отдельно для твоего бизнеса, хоть вы и неотделимы?

Снова Антон Мальцев, снова Словения — фоном
Снова Антон Мальцев, снова Словения — фоном

— В будущем году я хочу вывести своё знание словенского языка на уровень, достаточный для нормального общения в стране. И ещё хочу много путешествовать, чтобы побыстрее начать собирать плюсы от вновь полученной возможности свободного перемещения.

Что касается бизнеса, в начале года планирую разобраться с местными маркетплейсами и начать работать на них. Открытие здесь полноценного розничного магазина мы сейчас вряд ли потянем, а вот пробелы по отдельным товарным группам я уже обнаружил и буду их восполнять через онлайн-площадки, в первую очередь с помощью наших надёжных российских поставщиков, с которыми я успел провести продуктивные переговоры до отъезда. Кроме того, хочу привезти сюда и товары нашего собственного сувенирного производства — это была бы прям сказка.

В России основное внимание сейчас будем уделять не канцелярскому направлению — существенно расширять линейку в сувенирке и серьёзно перестраивать ассортимент магазина игрушек. Ещё у меня чешутся руки открыть франчайзинговый магазин товаров для хобби, творчества и рукоделия в партнёрстве с одной известной компанией. К сожалению, в нашем городе большая проблема с хорошими арендными помещениями, но если вдруг подвернётся подходящий вариант и будет финансовая возможность, то буду рад попробовать.

В долгосрок планировать никогда не пробовал, но хочу видеть себя через пять лет здоровым, подтянутым, загорелым, с гармонией в семье и с хорошо работающим бизнесом как в России, так и в Европе.

— Как ты считаешь, как дальше будет развиваться отрасль? У тебя есть некое видение дальнейшего развития? Пусть не всей отрасли, но того канала, где работаешь сам — розницы в офлайне и в онлайне ты как раз разворачиваешься. Чего ожидать дальше?

— Я не пророк, поэтому не знаю, как будет развиваться отрасль. Могу только рассказать, как планируем действовать мы. А ведь мы — это часть отрасли.

Я думаю, многие в последнее время наблюдают нарастающее напряжение между поставщиками и розницей из-за работы на маркетплейсах: кто-то не соблюдает свои же собственные рекомендованные цены, кто-то официально запрещает всем продавать свою продукцию. При этом всё равно появляется куча продавцов этого товара с неадекватными ценами, и эта проблема если и решается, то весьма медленно. Думаю, приоритеты многих поставщиков между каналами продаж уже определены, просто они почему-то пока боятся говорить об этом вслух. Наверное, потому, что после громко сказанной правды у розницы не останется никаких иллюзий и она более решительно начнёт менять свой подход к работе с ними.

Мы решили проверить на собственном опыте, каково это — продавать в интернете. В течение полугода нащупывали свой путь и на сегодняшний день пришли к тому, что не надо распыляться на огромный ассортимент, а лучше сосредоточиться на тех товарах, где низкая конкуренция, при этом сам поставщик или производитель не запрещает их продавать и по большей части соблюдает разумные цены.

Место для простых розничных продавцов на маркетплейсах есть, хоть и не так много, как хотелось бы.

Что касается традиционной розницы, то мы уже несколько лет активно расширяем список неканцелярских товарных групп, чтобы удовлетворить больше потребностей нашей аудитории. Канцелярия — это очень хороший базис. Канцелярские товары нужны людям любого возраста, соответственно, аудитория очень широкая. Но потребность в них ограничена. А значит, мы можем продавать тем же самым людям, которые всё равно приходят к нам, много чего другого — в первую очередь творчество, рукоделие, игрушки, сувениры. В зависимости от локации можно дойти и до семян с лопатами и варежками. Знаю, что на рынке есть противники такого подхода, но я традиционно ни с кем не спорю и никого не призываю делать так, как мы, однако мне этот путь кажется правильным. Во многих городах в силу их размера невозможно открыть сеть хороших специализированных канцелярских, художественных, сувенирных, игрушечных магазинов, но можно пробовать совмещать это в одной сети.

А в целом я жду дальнейшего сокращения количества игроков как среди поставщиков, так и среди розничных продавцов. Даже предполагаю, что могут появиться некие закупочные союзы, потому что вопрос назрел — во-первых, это позволит получать лучшие условия для участников, а во-вторых, на розничном рынке есть приличное количество надёжных коллег, которые могут в этом поучаствовать.

Поздравления

— Твои пожелания коллегам, партнёрам, клиентам и просто случайным читателям в Новом году для их компаний и, самое ценное, от себя лично — лично другим!

— Я желаю всем веры в себя и собственные силы. Будьте деятельными, ведь пока ты что-то делаешь — ты живёшь. При этом не забывайте про баланс между работой и остальной жизнью, это важно для поддержания энергии (сам я, кстати, волею судеб, начал приходить к этому только в 2023 году).

Вообще баланс — важная штука. Пусть в 2024 году он точно будет найден: у поставщиков — в каналах сбыта, у розницы — в товарных группах, у клиентов, коллег и партнёров — в семьях и с близкими!
Фото: Личный архив Антона Мальцева

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.