BG ту «Рельеф»: интервью с Артёмом Дулькиным

Автор новости / ньюсмейкер Полотняно-Заводская Бумажная Мануфактура (ПЗБМ)
30.07.2021 09:19:00
«Конкуренция позволяет делать необыкновенно интересные вещи!»

Здравствуйте, читатели, коллеги, друзья. За последнее время «Рельеф-центр» отличился покупками нескольких канцелярских компаний и брендов, среди них: «Сервис Торг», «ГАММА», «СТАММ», карандашная фабрика «Карнацъ» (очевидно, что-то будет), а совсем недавно вышла новость о покупке компании-производителя бумажно-беловой продукции под брендом BG — Be Genius. Наш главред Роман Белопухов попросил крупнейших и ярчайших игроков сегмента бумбела и канцелярской отрасли прокомментировать эту новость и поделиться мыслями на эту тему.

Первым на мой запрос о комментариях ситуации откликнулся Артём Дулькин, коммерческий директор «Полотняно-Заводской Бумажной Мануфактуры» (ПЗБМ).

— Изменится ли, на ваш взгляд, расстановка сил в сегменте бумажно-беловой продукции в свете новостей о присоединении BG к холдингу «Рельеф-центр»?

— Как мне кажется, компании BG повезло с тем, что «Рельеф-центр» (РЦ) захотел их приобрести. По сути, единственным ликвидным активом BG является лояльная клиентская база. Несколько лет назад компания совершила стратегическую ошибку, выпустив линейку канцелярских товаров под собственной ТМ (торговой маркой — прим. ред). Поставленные рыночные цели достигнуты не были. Этим объясняется тот факт, что РЦ не планирует оставить бренд BG в канцелярских товарах.

На мой взгляд, с приобретением BG доля компании «Рельеф-центр» на рынке бби (бумажно-беловых изделий — прим. ред.) существенно вырастет. Другое дело, непросто эффективно отстроить существующий пакет собственных брендов, позиционируя для покупателя преимущества того или иного собственного бренда. Например, «Спейса» перед BG (ArtSpace и OfficeSpace собственные торговые марки компании «Рельеф-центр» — прим. ред). Однозначно, со временем произойдёт каннибализация брендов внутри РЦ.

У себя мы оставили единственный бренд — ПЗБМ с 1718 года.

И, да! ПЗБМ — вау-тетради!

— Отразится ли эта сделка на положении вашей компании на рынке?

— Безусловно, отразится, но в плюс или в минус — зависит только от нас. В конце этого года мы переезжаем в новый производственно-складской комплекс. Бизнес-направление «Тетради» переезжает в Кондрово (8 км от ПЗБМ) в современное здание площадью 11 000 м2. Улучшатся процессы, снизится себестоимость, существенно вырастет производительность труда.

Надеюсь, что будем расти, хотя для нас основным результатом работы является увеличение прибыли.

— Несёт ли покупка компании BG опасность остальным участникам сегмента бумбела, как вы считаете?

— Мы всю жизнь работаем в конкурентной среде. Конкуренция позволяет делать необыкновенно интересные вещи!

Опасность, скорее, идёт от цифровизации школ.

— Повлияет ли покупка BG на ваши отношения с компанией «Рельеф-центр»?

— Думаю, не повлияет. РЦ достаточно прагматично подходит к выбору поставщиков. Основой отношений, безусловно, является спрос со стороны конечных покупателей того или иного бренда.

— Как вы оцениваете ситуацию в сегменте бумбела на российском рынке на сегодняшний день?

— В мае этого года АЦБК прекратил выпуск ученических и общих тетрадей — впервые за полвека и окончательно и бесповоротно. Годовой выпуск комбината составлял порядка 150–170 млн штук зелёных тетрадей в год. По сути, архангельский комбинат был последним интегрированным производителем тетрадей, т. е. производил тетради исключительно из собственной бумаги, получая её зачастую ниже себестоимости. Следствием этого станет дефицит ученических тетрадей уже в этом сезоне.

За последние 20 лет рынок покинули: «Восход», СЗЛК, «Группа Фокс», «Парус», «Светоч», «Донпечать», «Кувшиново», «Кондрово», АЦБК и др. Основой ассортимента  этих компаний была низкомаржинальная зелёная тетрадка (тетрадь на 12 и 18 листов, её ещё называют малолистной, с тонкой бумажной обложкой, как правило, зелёного цвета, отсюда и название — прим. ред).

К счастью, на сегодняшний день не осталось ни одного игрока, который мог на протяжении длительного времени демпинговать на рынке бумажно-беловых изделий (бби).

На рынке сырья для производства бби цены растут с февраля этого года. Это связано с повышением спроса на целлюлозу, и, как результат, глобальный рост цен по всему миру,  особенно в Китае. Там с января этого года под полный запрет попала пластиковая посуда. Переход на бумажную потребовал дополнительно миллионы тонн целлюлозы со всего мира.

В начале этого года цена офсетной бумаги составляла около 52–55 000 рублей за тонну с НДС. Прогноз цены на 2022 год составляет уже порядка 100 000 рублей за тонну. Как следствие, резкий рост цен на бби (40–60 % за 2021/22 гг). В большей степени (60 %) вырастут изделия, где высока доля сырьевой составляющей в себестоимости, прежде всего зелёные и общие тетради экономсегмента, а также импортные бумажные изделия из Китая: дневники, ежедневники и другое.

Остро стоит вопрос и с наличием офсетной бумаги в первом полугодии 2022 года — возможен её дефицит в этот период. Компенсировать вероятный дефицит придётся импортом.

Этот прогноз составлен на конец июля 2021 года, и ситуация может измениться как в лучшую, так и в худшую стороны. В любом случае, на выставке «Мир детства» в сентябре этого года мы готовы более детально обсудить ситуацию на рынке, подвести итоги сезона, представить новинки 2022 года. В том числе и новую категорию — тетрадь-антистресс.

Ждём вас на выставке «Мир детства» с 21 по 24 сентября 2021 года, стенд ПЗБМ будет размещаться в зале № 2.

0
Введите текст