Безусловно, продуктовый ретейл — отдельное направление в большой дисциплине «Розничная торговля». Однако этот самый ретейл нет-нет да пересекается с канцелярской отраслью: то корнеры с популярными канцелярскими брендами установит, то тетради к школьному сезону завезёт, то форматную бумагу для печати, то краски, то пластилин. В общем, утверждать, что у продуктовых и канцелярских магазинов ничего общего — дело весьма неблагодарное.
А потому следить за продуктовыми гигантами вроде «Пятёрочки», «ВкусВилла», «Магнита», «Дикси», «Ашана» и Metro не то что не возбраняется, а очень даже рекомендуется, ведь можно сказать, что они на острие розничного клиентского сервиса, и кто, как не они, отслеживают и первыми на себе ощущают изменения в покупательском поведении. А наша забота — следить, перенимать и адаптировать лучшие техники и технологии продаж.
На прошедшей недавно выставке продуктов питания WorldFood Moscow, на главной пленарной дискуссии, топ-менеджеры сетей «Пятёрочка», «ВкусВилл», «Магнит», «Дикси», «Ашан Ритейл Россия» и «Metro Россия» поделились с Retail.ru своим видением будущего магазинов микроформата.
В течение как минимум двух последних лет мы наблюдаем, как растёт популярность жёстких дискаунтеров. Редакция «Сегмента» не устаёт пристально следить за этой темой. Судите сами:
Но если вчера эксперты рассматривали жёсткие, или, как их ещё называют, хард-дискаунтеры как основные драйверы отрасли, то сегодня акценты несколько сместились, потому что именно этот формат показывает самые слабые результаты.
Владислав Курбатов, генеральный директор «Пятёрочки», отмечает, что жёсткие дискаунтеры с ограниченным ассортиментом и очень низкими ценами — проект нишевый, востребованный у определённого сегмента аудитории. Да, в ближайшем будущем покупатели продолжат посещать такие торговые точки, однако сама экономическая модель жёстких дискаунтеров достаточно сложна для окупаемости. Они успешно работают только в крупных городах, которые могут обеспечить необходимый уровень продаж. Поэтому дальнейшее их развитие в регионах вызывает вопросы.
Жанна Гайдушняк, директор департамента по закупкам и предложению «Свежие продукты» «Ашан Ритейл Россия», также согласна с тезисом, что у жёстких дискаунтеров будет своя ниша, которая, к тому же, ещё и сужается.У покупателей появляется чуть больше свободных денег, которые позволяют им покупать более качественную и дорогую продукцию. Это заметный тренд, который в последний год только начал набирать силу.
По словам Андрея Бодрова, директора по инвестициям, стратегии и развитию бизнеса «Магнит», чтобы успешно существовать на рынке, жёстким дискаунтерам необходимо более чётко себя дифференцировать от других форматов. Тренд на рациональное потребление, на экономию никуда не исчезнет, желание потреблять лучше, но дешевле сохранится. И в этих условиях операторам жёстких дискаунтеров придётся проявить всё своё управленческое искусство, чтобы сохранить свой формат экономически оправданным и отвечающим запросам покупателей.
Большой интерес у крупных игроков вызывают так называемые микроформаты. Иногда их ещё называют ultra-convenience. Да, 80 % современного ретейла — это ретейл сетевой, но остаются ещё 20 %, на которые как раз и приходятся в основном микроформаты — небольшие магазины, открытые индивидуальными предпринимателями. И именно такие торговые точки у дома могут быть вполне конкурентоспособными.
По словам Юрия Семёнова, генерального директора «Дикси», именно микроформат становится одним из наиболее востребованных. Он позволяет купить «здесь и сейчас», благодаря чему является одним из самых устойчивых в контексте конкуренции с бурно развивающимся e-commerce. Он может конкурировать даже с 15-минутной доставкой, поскольку позволяет купить продукты питания ещё быстрее, просто спустившись вниз и зайдя в ближайший магазин, который может находиться в том же доме. Проблема в том, что эти магазины очень маленькие — торговый зал у них всего 80–100 кв. м, и это предъявляет высокие требования к организации выкладки. Каждый SKU должен действительно заслужить своё право здесь находиться.
В этом году «Дикси» открыл несколько пилотных магазинов в формате ultra-convenience. По словам Юрия Семёнова, проект позволяет осваивать новые рыночные ниши и работать с другим поколением потребителей, для которых «здесь и сейчас» является одним из ключевых запросов. Люди, которые заходят в ultra-convenience, затем начинают посещать и обычные магазины сети.
В конце прошлого года в Москве и Московской области «Магнит» также запустил тестовый проект магазинов ultra-convenience – компактных торговых точек, расположенных в максимальной близости к покупателю, получивших название «Магнит Рядом». Ассортимент торговых точек насчитывал 1,3–1,6 тыс. наименований, а сами магазины реализовывались в разных конфигурациях для выработки оптимальной модели формата.
Одно из наиболее перспективных направлений реализации микроформатов для крупных сетевых игроков — франчайзинг. Например, магазины «Фасоль», которые тоже относятся к микроформату, имеют очень мягкую франшизу: партнёры получают практически 100% предпринимательской самостоятельности и свободы.
Сегодня проект развивается сразу в нескольких форматах: магазин у дома, «Фасоль»-экспресс, «Фасоль» на АЗС. В этом году начался эксперимент по развитию «Фасоли» в фудтраке — фургоне, который в виде прицепа перемещается вместе с автомобилем. Это мобильный нестационарный объект, который оказался очень востребован, так как позволяет приблизить продажу продуктов питания непосредственно к тем местам, где они нужны потребителю.
В целом развитие микроформатов оказалось для российских торговых сетей одним из немногих доступных сегодня инструментов по расширению присутствия. Ждём информацию о новых проектах в этой перспективной рыночной нише уже в ближайшем будущем.
А в это время канцелярщики могут подумать, как использовать тренд на микроформат в ретейле себе во благо. У уличных канцелярских магазинов есть все шансы жить-поживать да добра наживать, если они будут быстро подстраиваться под изменения потребностей покупателей и всегда держать самое необходимое в наличии: позиции из, если угодно, тревожного чемоданчика на канцелярский лад. А вот чем этот чемоданчик наполнен, должен решить сам предприниматель исходя из отчётов продаж и целевой аудитории своего магазина, будь то учебные заведения, художка или офисный ассортимент. В общем, правило «быть ближе к клиенту» никуда не девалось, остаётся чутко прислушиваться и держать руку на пульсе отрасли, а для этого регулярно, не менее одного раза в день, читать издание о людях, бумаге и канцтоварах «Сегмент.ру».
Фото на превью: freepik.com.
Комментарии (0)
Правила ›