ФРАНШИЗА
от российского производителя

«Наш рынок сохраняет элементы милой постсоветской разгильдяйности»

Автор новости / ньюсмейкер Фабер-Кастелл Анадолу

Сегмент.ру продолжает проект «Канцелярская летопись». Публикуем интервью с одним из самых ярких представителей отрасли, коммерческим директором “Faber-Castell Anadolu” Романом Кирпичевым.

Роман, когда и как вы попали в канцелярский бизнес?

Всё началось в 1993 году, когда молодым московским студентом я пришёл на собеседование в компанию «ИнтерАртБазар» на должность торгового представителя.

Чем занимались до этого?

Я из того поколения, которое поступало в институт в одной стране, а заканчивало уже в другой. В те сложные годы я учился на инженера-конструктора морского и речного порта (бизнес-образование пришлось получать гораздо позже). Чтобы выживать, приходилось находить дополнительные заработки : работать в первом в Союзе Макдональдсе (тогда ещё советско-канадском) за 3 руб. 25 коп. в час, продавать газеты, автомобильные аккумуляторы, джинсы секонд-хенд, невиданные заграничные продукты в ночном ларьке…. Но первый опыт успешного частного «предпринимательства» был связан именно с канцелярскими товарами. Мы с друзьями нашли возможность покупать дефицитные ручки BIC в магазине «Школьник» на Киевской по гос.цене в 60 копеек за штуку  (разумеется, предварительно договорившись с местным товароведом)  и…… в тот-же день перепродавать их оптом в коммерческие палатки  минимум по 1 рублю.  Сейчас это звучит наивно и забавно, но тогда мне, 18-летнему мальчишке, понравилось заниматься такой «доходной дистрибуцией» - возможно это и определило мою судьбу. 

Были за эти годы моменты, когда собирались уйти из этого бизнеса?

Да, в 1996-м я работал в другой бизнесе – компании «Технические средства Безопасности». Но менее чем через год вернулся обратно, к «родным ластикам»…

В каких компаниях вы работали? Как пришли в Faber-Castell?

Помимо упомянутого «ИнтерАртБазара», был еще «ИнпроАрт», затем десятилетний период  работы в «Бюрократе», где я вошёл в состав акционеров. После продажи этой компании, я получил приглашение возглавить коммерческую работу представительства «Faber-Castell на территории Таможенного Союза, где я работаю коммерческим директором третий год. 

Каковы, на ваш взгляд, отличительные черты канцелярского бизнеса?

На канцелярском рынке сложилась во многом уникальная система взаимоотношений между игроками и между конкретными людьми. Удивительно, но, в большинстве случаев, нам, канцелярским коллегам, по-прежнему интересно общаться и на профессиональном и человеческом уровне. Наш рынок очень пёстрый, многослойный, многобрендовый, многоартикульный, товарные  границы его фактически размыты, крайне много противоречивых, во-многом отличающихся, а подчас и противоположных оценок. На этом фоне возрастает ценность экспертных мнений авторитетных игроков рынка и возможность открытой коммуникации между ними.

Как менялся канцелярский рынок со временем?

Как и всё в нашей нестабильной стране. Поднимался, создавался, взрослел, обрастал стартапами, банкротствами, «стратегическими партнёрствами», падал, затем опять поднимался…  От «настольных оргазмеров» , «астраханских воблеров», «оптовых конечников» и «чёрных реализаций с элементами откатных стимуляций» канцелярский рынок прошёл достаточно большой путь. Но по-прежнему (в отличии, например, от IT-рынка) сохраняет элементы милой постсоветской разгильдяйности, где часто правят бал не цифры и экономические показатели, а симпатии и  договорённости.

Кто, на ваш взгляд, стоял у истоков канцелярского рынка? Можете ли назвать самых ярких личностей?

В начале 90-х цивилизованных игроков было немного : «Базар», «Стетфал», «Графика-М», «Офис-Клаб» и др. Многие сотрудники тех компаний и сейчас играют серьёзную роль в нашей индустрии. Для меня самые яркие и уважаемые личности канцелярского рынка – это, прежде всего, люди, с которыми мне посчастливилось работать вместе: Дмитрий Гуржий и Алексей Попов.

Есть ли у вас в этом бизнесе друзья?

Конечно, есть друзья, многих из них я знаю по 15-20 лет. Я благодарен своей профессии за возможность встретить по-настоящему интересных людей, общение с которыми до сих пор событийно, ярко и актуально.

В какой период времени, вам жилось интереснее?

По природе я сентиментален и часто вспоминаю прошлое, но жить стараюсь здесь и сейчас.

Есть ли потенциал у канцелярского рынка?

Канцелярский рынок вечен. В товарах, которые мы доблестно продаём, есть очевидный элемент творчества, эстетики и самовыражения, которые будут востребованы до тех пор, пока существует человеческая цивилизация. Посмотрите на «Faber-Castell”. В следующем году нам исполнится  255 лет - история длиннее, чем история США. А наш первый продукт, чернографитный карандаш, произведённый в Германии, и сейчас, спустя века развития новых технологий, составляет основу ассортимента.

Событийная жизнь рынка раньше была насыщеннее?

Она изменилась так же, как и формат общения людей в целом.  Новые технологии загнали человеческое общение в плоские коробочки с цветными экранами. Всё меньше возникает необходимости  в реальных встречах и общении «глаза в глаза». Формат профессиональных выставок и конференций также меняется: большинство рабочих вопросов решается в мейле, вайбере и скайпе, а общерыночные мероприятия в основном посвящаются глубокому и самозабвенному неформальному общению…

Какие мероприятия особенно запомнились за годы работы?

Для меня очень важным был старт нового выставочного проекта «Скрепка» в 2004 году, в котором я принимал непосредственное участие, работая в АПКОР. В следующем году будет уже 23-я «Скрепка», проекту 12 лет и он доказал свою жизнеспособность.

Можно ли сказать, что участники рынка со временем стали меньше общаться друг с другом, что рынок сейчас более разобщен?

На нашем рынке исторически было большое количество игроков, стоимость входа на рынок была достаточно низкой, прибыли большими. Огромная территория страны, сложнейшая логистика и недостаточная тогда развитость инфраструктуры федеральных игроков до поры до времени позволяли сохранять безмятежное локальное спокойствие в регионах.  Сейчас всё изменилось: рынок стал жёстче, прагматичнее, агрессивнее,  гораздо менее доходным. Игроков становится меньше – выживают сильнейшие и умеющие считать. Профессиональные союзы скорее «дружат против» активной экспансии, пытаясь защищаться и помогать выживать друг другу. Но в целом, надо признать, рынок сохраняет изначально присущую ему интеллигентность в общении.

Вопрос о дне сегодняшнем: насколько этот кризис подкосил рынок?

Это не первый и, к сожалению, далеко не последний кризис. Российский бизнес, на мой взгляд, постоянно живёт в формате кризисного ожидания.  Нынешний, вероятно, самый затяжной и глубокий, с очевидными  политическими и международными составляющими, а оттого непредсказуемый.  Если рассматривать ситуацию 2015 года, то она, безусловно, сложная, но тем не менее не фатальная. На фоне  падающего (до - 20%) рынка офисных канцтоваров, рынок школьных канцтоваров продолжает незначительный рост (до +10%), а рынок товаров для творчества (детского, любительского и профессионального) растёт более чем 20%  (всё в рублях).

Несмотря на модное словечко «импортозамещение» и девальвацию рубля львиная доля канцелярских товаров по-прежнему приходится на импорт. Изменится ли это соотношение?

Полагаю, что доля отечественных продуктов будет расти, но вытеснять она будет прежде всего часть китайского ассортимента, который пока  широко продаётся на рынке под псевдо-немецкими и французскими названиями. Зато в ряде товарных групп, таких как, например, качественные пишущие инструменты,  российские «импортозаместители» точно не смогут выйти на уровень премиальных канцелярских брендов. 

Какие ключевые тенденции развития отрасли вы можете назвать? Куда идет канцелярский  рынок?

Само понятие «канцтовары» меняется : есть товары для офиса, подразумевающие широкий спектр товарных групп, включая расходные материалы, чистящие средства, компьютерные аксессуары, часть хозтоваров, офисную мебель и т.д., есть школьные товары, включающие многообразный ассортимент бумбела и товаров для детского творчества, а есть отдельный сегмент товаров для взрослого хобби и творчества, подразумевающий продукцию как для любителей, так  и профессионалов, сувенирно-подарочный сегмент  и т.д.  Рынок в целом уходит от понятия «канцелярский» и подразумевает специализацию, в зависимости от модели бизнеса и типа клиента.

Какие профессиональные цели ставите перед собой сейчас? Видите ли себя в этой индустрии через пять лет?

На сегодняшний день мои профессиональные цели связаны с Faber-Castell. Наш бренд продолжает активно развиваться в России, Белоруссии и Казахстане. Несмотря на крайне -сложную и непредсказуемую ситуацию, на очевидное падение покупательского спроса оборот Faber-Castell вырос в рублях примерно на 30% в 2015 году.  В целом внутренние финансовые показатели представительства вышли в устойчивую положительную зону после сложного стартапа. Сейчас детально смоделировать ситуацию на пять лет вперёд невозможно, но точно знаю, что я вижу себя только в своей родной индустрии. Слишком много у меня связано с ней и с людьми, которые в ней работают.

Пользуясь случаем, позвольте мне поздравить всех уважаемых коллег по канцелярскому бизнесу с новогодними и рождественскими праздниками и пожелать добра, мира, мудрости  и спокойствия в наступающем 2016 году.

Всегда Ваш,
Роман Кирпичёв.

Подготовил Леонид Романович,
Сегмент.ру



Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.