• Главная ·
  • Мнения ·
  • Явных обвальных потерь пока нет, однако, есть опасения, что последствия будут…
Людмила Агафонова:

Явных обвальных потерь пока нет, однако, есть опасения, что последствия будут…

07.07.2020 09:46:15 736 0 На печать
Как живется в кризис компаниям канцелярской отрасли? Segment.ru продолжает свой опрос. Сегодня гость и эксперт рубрики Людмила Агафонова, ведущий специалист ООО НПП «ЭКСПОПРИБОР», компании-разработчика и производителя товаров для хобби и творчества торговых марок «DecArt», «Tinta Viva» и «АЗБУКА ЦВЕТА»

- Пандемия пришла в экономику с примерно одинаковым набором ограничений и запретов, но, наверное, каждая компания по-своему ощутила изменения, и у каждой своя история вхождения в кризис. Как «Экспоприбор» встретил и ощутил «новые времена»?

- В апреле наша компания получила разрешение на работу в Калужской области, согласно основному коду. Но разрешение фактически было формальным, т.к. поставщики и потребители были на карантине. В результате, «призрачного» разрешения, мы имеем убытки во все месяцы второго квартала, и они достаточно существенные. Так что, последствия пандемии были, есть и, думаю, мы будем чувствовать долго.

- Уже есть изменения в прайс-листах?

- Пока мы не изменяли цены, но это не может продолжаться долго. Причины всем понятны. Условия работы производителей, исходя из обычной человеческой логики, довольно странные. За необходимое для производства сырье мы вынуждены платить предварительно, а отгружаемая продукция, которая сразу попадает в реализацию, сразу облагается налогами вне зависимости от того оплатит ли ее когда-нибудь потребитель. А крупные платежи поступают в основном с существенной отсрочкой. Вот и ножницы! И мы не исключение.

- А в работе с поставщиками тоже наблюдаете сбои? И нехватку какой продукции или материалов Вы ощущаете или ожидаете в ближайшее время?

- Задержки в поставках комплектующих и материалов, конечно, есть. Особенно это касается изделий из пластика, в связи либо с остановкой производств, либо с переориентацией на медицинские изделия.

- О снижении маржинальности не думаете? Быть может, снижение цен поможет удержать покупателей?

- О маржинальности говорить сейчас, по-моему, бессмысленно. Снижать сейчас цены – нереально. Условия работы в нашем сегменте диктует конкуренция. Будем смотреть.

- Пришлось ли сокращать персонал? Если да, то от кого в первую очередь освободились?

Предприятие работает с августа 1991 года, так что это пятый кризис за почти 30 лет существования компании. Опыт работы позволил сохранить персонал компании в полном составе и в он-лайн режим никого не переводить.

- А что Вы скажете о своей онлайн-торговле, она изменилась?

- Из-за ограничений в офлайн-торговле онлайн-торговля несомненно получила сильнейший импульс развития. Причем, наиболее существенно то, что опыт онлайн-приобретения товаров получило большое количество консервативно настроенных потребителей.  Конечно, после пандемии достаточно большая их часть вернется к привычным формам покупок, однако, приобретенный опыт снимет психологические барьеры и часть покупок они будут совершать в интернет-магазинах.

- А потери среди других клиентов-партнеров есть?  

- Явных обвальных потерь пока нет, однако, есть опасения, что последствия будут, в том числе и среди наших клиентов. Цыплят будем считать в известное время года.

- Продажи упали?

- В период самых жестких ограничений продажи упали более чем в 2 раза. В результате активизировались онлайн-продажи через известные маркетплейсы. Наша компания сотрудничает с такими площадками, как Ozon, Wildberries, Беру. Сейчас уже для всех очевидно, что онлайн-торговля хорошо развивается в известных и хорошо зарекомендовавших себя на рынке маркетплейсах, и очевидно, что и в России постепенное улучшение качества сервиса несомненно благотворно скажется на отечественной онлайн-торговле, как и в странах с более развитой рыночной экономикой.  Поэтому и в нашей компании больше внимания уделяется развитию этого направления.

- Разрешение торговать оффлайн отразилось на продажах?

- Со снятием ограничений покупатели, конечно, пошли в магазины, и торговля оживилась. Однако полного восстановления пока нет. К докризисному уровню планируем выход не ранее, чем в 2021г. Причем это, если не придут последующие волны пандемии. В противном случае последствия, видимо, будут печальнее.

- Публично Ваша компания о себе как-то заявляет? Быть может, проводите кампании в социальных сетях, или только рекламируете свои товары?

- У нашей компании есть страничка вКонтакте, где можно узнать много полезного и интересного о многих направлениях творчества, почерпнуть новые идеи. Пандемия в этой части активности не позволяет добиться особо ярких результатов, они смазаны.  Но, в целом, активное интернет-продвижение качественного продукта, которое совсем не вызывает разочарования, выглядит привлекательным.

- Какие стать бюджета пришлось сократить?

- Рекламный бюджет сокращен, но не кардинально. И в связи с падением сбыта сократились расходы на производство, однако это не радует.

- Ваши прогнозы изменений на рынке канцтоваров?

- Продолжится смещение продаж в сетевой ритейл и особенно в онлайн-торговлю. И, как следствие, произойдет снижение роли традиционных канцелярских ритейлеров. Некоторые, видимо, будут вынуждены уйти с рынка. Прежде всего, под ударом окажутся те, кто не имеет своей розницы и не развил свои интернет-продажи.  

- Как Вы думаете, какие шаги правительства могли бы помочь?

- Экономическая доктрина правительства в настоящее время такова, что ничего хорошего малому и среднему бизнесу ждать не приходится. Вряд ли правительство вообще сможет произвести кардинальные изменения в экономике. Припарки не помогут, а опасений и тревожности становится все больше.

- Сейчас многие опасаются второй волны эпидемии в августе или позже, в октябре…

- Вторая волна вряд ли будет сопровождаться такими ограничениями и, соответственно, последствия будут менее разрушительными для бизнеса. Однако, это значительно удлинит время выхода на «допандемический» уровень.


Чернец Владимир / Сегмент.Ру