15.03.2010, 13:57
1015
0
Контроль за конкурентами: классификация и методика исследования
Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах.
Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Зная сильные и
слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели,
настоящую и будущую стратегию. Таким образом, можно увеличить
собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации
собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это
возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и
использования информации о конкурентах. Анализ конкурентов начинается с
ответа на следующие вопросы.
Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию, что позволит фирме точнее сформулировать собственную стратегию. Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.
Для изучения конкурентов можно применить следующую классификацию и методику исследования.
I. Активные и потенциальные конкуренты:
Определение предполагаемой стратегии конкурентов начинается с поиска ответов на следующие вопросы.
18. Каковы основные цели конкурента?
19. Какой ассортимент продукции он предлагает (под какой маркой он выступает)?
20. Рынки (регионы):
27. У каких групп потребителей конкурент имеет лучшие (+), такие же (0) или худшие (-), чем у вашей фирмы, результаты и почему?
28. Сотрудники службы сбыта конкурента посещают (в сравнении с вашей фирмой):
30. Цены продаж в сравнении с вашей фирмой (выше, одинаковые, ниже).
31. Как реагирует соперник (нерешительно/нормально/очень быстро):
33. Какие условия предоставляет конкурент (как они велики):
Сбор информации о конкурентах может осуществляться силами работников службы сбыта, которые регулярно должны составлять отчеты по составленным специально формам. Этим работникам необходимо разъяснить смысл, значение и важность данной работы, обучить их по специальной программе, привлечь их внимание к возможности приобретения информации во время переговоров о продаже. Необходимо ввести в практику стимулирование своих сотрудников за то, чтобы они не избегали представителей конкурирующей фирмы, а искали с ними контакта. Кроме вопросов, указанных выше, в формулярах для ваших сотрудников могут быть включены дополнительно следующие вопросы.
1. Каких важных заказов лишилась в последнее время фирма и какие конкуренты их получили?
2. Какие действия по стимулированию продаж предпринимает конкурент:
5. Как вы наблюдаете за конкурентом и какую информацию о нем имеете:
7. Беседовали ли вы с бывшими сотрудниками конкурента?
Автор: Игорь Константинович Бeляeвcкий
Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию, что позволит фирме точнее сформулировать собственную стратегию. Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.
Для изучения конкурентов можно применить следующую классификацию и методику исследования.
I. Активные и потенциальные конкуренты:
- активные конкуренты - это фирмы, которые в прошлом и настоящем являлись и являются таковыми;
- потенциальные соперники - поставщики, которые своей деятельностью увеличивают число клиентов на прежних рынках;
- покупатели и посредническо-сбытовые организации, которые также выступают на рынке;
- существующие фирмы, которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию для того, чтобы лучше удовлетворять покупателя и в результате стать прямыми конкурентами;
- новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.
- конкуренты по товару имеют одинаковый товар и проводят одинаковую (схожую) политику (виды товаров и ассортимент);
- конкуренты по сбыту - особенно острой является конкуренция по сбыту товаров широкого потребления;
- ценовая конкуренция - товары определенного класса (предварительного выбора и особого спроса) конкурируют между собой (при этом часто скрываются различия в эффективности);
- коммуникационная конкуренция - борьба за партнеров, продвигающих товар на рынки.
- Сколько у вас конкурентов на вашем основном рынке?
- Какие виды предприятий имеют ваши конкуренты (малые, средние, крупные)?
- Кто является вашим основным конкурентом?
- Какую долю на вашем основном рынке имеют в совокупности три крупнейших конкурента?
- Особенности товаров ваших основных конкурентов (повышенное качество, низкая цена и т. д.).
- продукт и производственная политика (качество, широта ассортимента, основные и дополнительные эффекты от развития продукта);
- организация каналов сбыта;
- возможности маркетинга (применяемый инструментарий);
- производственный потенциал (технические «ноу-хау», гибкость производственных структур);
- потенциал роста производительности;
- финансовая ситуация (собственный капитал, заемный капитал, ликвидность и т.д.);
- себестоимость;
- НИОКР (характеристика затрат, главные направления);
- обеспечение энергией и сырьем;
- местоположение;
- система управления;
- качество руководящих кадров;
- внутренний облик и внешний имидж фирмы, культура производства и т.д.
Определение предполагаемой стратегии конкурентов начинается с поиска ответов на следующие вопросы.
- Какие производственные и финансовые цели преследует конкурент и на какой период?
- Как можно оценить риск соперника?
- Какими методами и по каким критериям формируетсястратегия и как осуществляется программа действий?
- Какой системой мотивации и контроля обладает конкурент?
- Каковы экономические показатели конкурентов в настоящее время?
- Пользуются ли руководящие кадры уважением? Какие интересы движут ими и какую готовность к риску они проявляют?
- Конкурент и его адрес.
- Местоположение.
- Правовой статус.
- Форма собственности (наличный капитал).
- Число сотрудников.
- Оборот.
- Прибыль.
- Проценты.
- Доход от инвестиций.
- Председатель.
- Год основания.
- Участие в капитале других предприятий (вид, объем).
- Как оцениваются результаты, если публикуются балансы, прибыли и убытки, годовые отчеты фирмы?
- Конкурент является:
- ведущим в отрасли;
- важнейшим соперником (> 15% рынка);
- одним из многих;
- незначительным.
- расширяется;
- остается на прежнем уровне;
- снижается.
- активным, агрессивным;
- консервативным;
- прочие характеристики.
18. Каковы основные цели конкурента?
19. Какой ассортимент продукции он предлагает (под какой маркой он выступает)?
20. Рынки (регионы):
- внутри страны,
- зарубежные,
- экспортируемая продукция.
- новая продукция за последние пять лет (доля в обороте),
- новые способы производства,
- затраты на НИОКР (в % к обороту).
- число сотрудников,
- расходы на персонал,
- фонд заработной платы.
- организационная структура,
- система управления.
- в прошлом,
- в настоящее время,
- в будущем.
- • в маркетинге,
- •в производстве,
- • в НИОКР,
- • в управлении.
27. У каких групп потребителей конкурент имеет лучшие (+), такие же (0) или худшие (-), чем у вашей фирмы, результаты и почему?
28. Сотрудники службы сбыта конкурента посещают (в сравнении с вашей фирмой):
- больше потребителей
- одинаковое число
- меньше потребителей
30. Цены продаж в сравнении с вашей фирмой (выше, одинаковые, ниже).
31. Как реагирует соперник (нерешительно/нормально/очень быстро):
- на введение нового продукта
- на изменение поставляемой продукции
- на изменение цен
- на мероприятия по рекламе
33. Какие условия предоставляет конкурент (как они велики):
- пролонгированный срок платежей;
- скидка с количества;
- комиссионные посреднику;
- скидка при платеже наличными или до срока (скидки «сконто»);
- скидки прочие.
- бесплатный сервис;
- увеличение гарантийного срока;
- снижение цен на демонстрируемые товары;
- скидка на ярмарке;
- внедрение на рынке продукта по заниженной цене;
- обучение сотрудников;
- участие в затратах на рекламу;
- принятие на себя затрат на продвижение товара;
- затраты на содержание склада;
- прочие.
Сбор информации о конкурентах может осуществляться силами работников службы сбыта, которые регулярно должны составлять отчеты по составленным специально формам. Этим работникам необходимо разъяснить смысл, значение и важность данной работы, обучить их по специальной программе, привлечь их внимание к возможности приобретения информации во время переговоров о продаже. Необходимо ввести в практику стимулирование своих сотрудников за то, чтобы они не избегали представителей конкурирующей фирмы, а искали с ними контакта. Кроме вопросов, указанных выше, в формулярах для ваших сотрудников могут быть включены дополнительно следующие вопросы.
1. Каких важных заказов лишилась в последнее время фирма и какие конкуренты их получили?
2. Какие действия по стимулированию продаж предпринимает конкурент:
- рассылка проб и образцов;
- обучение продавцов обращению с данным товаром;
- привлечение внимания покупателя к низким ценам;
- субсидии на рекламу в торговле;
- оплата расходов по расстановке товаров в магазинах;
- рекламные мероприятия для потребителей;
- оформление витрин магазинов и торговых залов.
- кинорекламу;
- телерекламу;
- рекламу по радио (местному/региональному/национальному);
- рекламу в специализированных журналах;
- рекламу в ежедневных газетах, журналах;
- рекламные плакаты;
- прочее.
5. Как вы наблюдаете за конкурентом и какую информацию о нем имеете:
- в ходе ярмарок;
- по публикациям;
- наблюдение за общей деятельностью;
- изучение статистических данных;
- собственная экспертиза продукции конкурента;
- изучение рекламных материалов конкурента.
7. Беседовали ли вы с бывшими сотрудниками конкурента?
Автор: Игорь Константинович Бeляeвcкий
Источник: Элитариум
Комментарии (0)
Правила ›