Сэкономить на закупках

Борьба с откатами упростилась с появлением независимых систем, организующих торги среди широкого круга поставщиков.


Оптимизация. Борьба с откатами упростилась с появлением независимых систем, организующих торги среди широкого круга поставщиков. 2009 год стал временем массового перехода на новые рельсы.

Независимые электронные площадки рапортуют: госзаказчики снижают расходы эффективнее частного бизнеса. По оценке председателя совета директоров МТС «Фабрикант» Сергея Габестро, в сфере корпоративных закупок снижение начальной стоимости в среднем составляет 15-20%, а по госзакупкам дисконт достигает 20-40%. Неужели ведомственные контракты настолько выгодны, что продавцы готовы работать на уровне нулевой рентабельности? Скорее бюджеты государственных предприятий и ведомств изначально «раздуты». «Наш лечебный центр планировал прибрести оборудование для томографии, - рассказывает директор департамента коммерческих услуг крупного научного кардиологического центра. - Стартовая цена была почти в два раза выше среднерыночной». Причины, по которым денежные средства резервируются с двукратным запасом - отдельный разговор. Но открытые тендеры на независимых площадках - прекрасный способ борьбы с этими причинами.

Тариф зависит от размера. Корпоративные закупочные площадки стали появляться еще в 1998 году. Но идея организации электронных закупок в рамках одной компании быстро себя изжила: такие торги не гарантируют защиту от откатов, значит, не могут быть наиболее экономичным способом закупок. «Собственная площадка со временем превращается в «закрытый клуб» для своих», - подтверждает коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко. Например, в «Правилах участия» системы «Мечел-закупки» прямо сказано, что «в закрытых закупочных процедурах могут принимать участие предприятия, которые ... приглашены организатором ...». Конечно, у корпоративных площадок есть преимущества перед независимыми: бесплатное для контрагентов участие в торгах, схема one-to-many заведомо упрощает сбор статистики, позволяющей судить об эффективности затрат. С другой стороны, владелец несет все расходы по содержанию и развитию отдельного бизнес-направления.

По словам Сергея Габестро, цена входа в бизнес - сотни миллионов рублей. «Создание торговой площадки длится от полутора лет и обходится в $5-10 млн, - дает более точные оценки Андрей Бойко. - Это затраты на создание программного продукта, оборудование, оплату сотрудников, обслуживание системы. Но самое сложное - привлечение участников». Поскольку затраты надо «отбивать» как можно скорее, складывается парадоксальная ситуация. Чем меньше объем торгов площадки и выбор контрагентов, тем дороже стоимость участия. Например, клиент B2B (30 тыс. участников) вносит абонентскую плату в размере 9 тыс. рублей в месяц. А клиент «Телекомбиржи» (специализируется на продажах сетей передачи данных, 150 участников) заплатит 5% от цены лота.

Корпоративные площадки ориентированы не столько на развитие базы контрагентов, сколько на новые принципы работы со старыми партнерами. «У закупочных систем, заточенных под одного заказчика, по определению низкие информационные потоки и небольшое количество поставщиков. Собственная площадка даже крупной корпорации никогда не будет так же эффективна, как межотраслевая, которой занимаются как отдельным бизнесом, - говорит Сергей Габестро. - Наконец, чтобы вырастить компетентных юристов, аналитиков, софт-девелоперов внутри корпорации, нужно несколько лет системной работы».

«Комстар-ОТС» использует для закупок «Единую электронную торговую площадку». «Свою площадку открывать не планируем, да и процесс закупок на «сторонней» площадке более прозрачен для всех участников», - поясняет вице-президент по экономике и финансам телекоммуникационного оператора Ирина Матвеева. В 2008 году компания провела 55 аукционов общей стоимостью 640,5 млн рублей (в 2007 году - 500 млн рублей). Закупаются оборудование, комплектующие и расходные материалы для средств вычислительной техники и оргтехники, серверное оборудование, системы кондиционирования, кабельная продукция, инструменты, монтажное оборудование и материалы, бумага и канцтовары, сувенирная продукция, хозяйственные товары и спецпитание, стройматериалы, автотранспортные услуги, сервисы по оценке зданий. «Средняя экономия за счет снижения цены в ходе торгов в 2008 году составила 11%, в 2007 году - около 10%», - рассказывает Ирина Матвеева.

Вникая в нюансы. Кризис расставил новые акценты: эффективность менеджмента оценивается в процентах сокращения затрат. Пришлось обратить внимание на оптимизацию закупок. Началась миграция с собственных торговых площадок на независимые. Например, администрация Нижегородской области в конце сентября решила отказаться от собственной площадки, став клиентом системы «Фабрикант». Новички сразу обращаются к аутсорсерам. Корпорация «Роснано» стала клиентом торговой системы B2B. С декабря 2009 года через портал будут проходить все закупки корпорации, а с 2010 года, возможно, и закупки проектных компаний, инвестором которых она стала.

Крупные компании могут становиться не рядовыми клиентами, а организовать собственный раздел на базе независимой площадки. Такой подход дает два плюса. С одной стороны, выполняется часть принципа «one-to-...». «Проведение закупок в одном месте упрощает контроль, сбор статистики, анализ закупочной деятельности», - объясняет Андрей Шишкин, первый вице-президент - операционный директор «КЭС Холдинга» (компания создала свой портал в рамках системы B2B Energo). С другой, доступ к тендерам КЭС получают все участники системы. «По различным номенклатурам (химическая, металлопродукция, трубы, генерирующее и электротехническое оборудование) экономия составляет 10-15% от среднерыночного уровня», - оценивает эффект Андрей Шишкин. В 2009 году, хотя он еще не закончился, количество закупок, проведенных КЭС на электронной площадке, уже выросло на 60% по сравнению со всем 2008 годом.

Рост интереса к независимым электронным торгам подтверждается цифрами. Система «Фабрикант» заработала в 2008 году, проведя за первый год 1636 торгов общим объемом 5 млрд рублей. В 2009 году прошло уже 5324 аукциона на сумму свыше 45 млрд руб­лей. Объем торгов В2В Center в 2008 году составил 100 млрд рублей, в 2009 - 110 млрд. Одновременно выросло количество участников в каждом конкурсе. Если в 2008 году их в среднем было 16, то в 2009-м уже 28.

Кризис повлиял и на динамику снижения цен. По данным B2B, с начала эксплуатации системы в 2002 году до 2008-го включительно экономия в среднем составляла 17%. «В 2009-м этот показатель достиг 22%, - отмечает Андрей Бойко. - Наиболее значительное снижение, до 45%, касается услуг. Например, цена договора на проектные, строительно-монтажные работы и ввод в эксплуатацию первой очереди подстанции «Молжаниновка» снизилась на 39%, и победитель получил контракт на 2,08 млрд рублей». Второе место по экономичности занимают крупные поставки продукции и оборудования. Цена на трубы «Пензаэнергоремонта» была снижена на 31%, а «Дальневосточная распределительная сетевая компания» сэкономила на релейной аппаратуре и автоматике для электростанций 32% от первоначальной стоимости.

При этом появляется отдельный класс собственников и руководителей, которые на фоне кризиса детально контролируют процесс закупок, стремятся сделать его прозрачным. «Владелец «Группы Е4» и «Сибирь­энерго» Михаил Абызов, генеральный директор «Соллерса» Вадим Швецов, руководитель «Росатома» Сергей Кириенко сами вникают во все процессы, связанные с закупками», - говорит Сергей Габестро.

Правовые границы. Деятельность любой электронной торговой площадки регулируется регламентом. Общее требование - регистрация участников и наличие электронной подписи. Сохраняется механизм закрытых тендеров, когда приглашение к участию получают «избранные». Кроме того, операторы систем ведут «стоп-листы», в которые включаются нарушители регламентов. Однако некоторые ограничения легко обойти. Например, формально в торгах имеют право участвовать только те поставщики, деятельности которых ничто не препятствует. «Если у компании истекла лицензия на право заниматься определенным видом деятельности, то она обязана сообщить о сложившейся ситуации. И ее не допустят к торгам, пока не будет получена новая лицензия, - рассуждает старший юрист компании «Налоговик» Антон Кротин. - С другой стороны, примерно предполагая сроки получения новой лицензии, компания может принимать участие в торгах по заказам, срок принятия решения по которым наступит значительно позднее ориентировочной даты получения лицензии. И, единожды солгав, можно совершенно обычным образом работать и дальше». Ограничение есть, но отсутствует механизм его контроля и наказания.

Российские закупочные системы только начали развиваться. Многие ограничения еще предстоит обозначить. «В регламенте B2B Center ни слова нет об ограничении видов деятельности, предложения о которых не могут быть размещены по правовым, моральным и культурным соображениям», - приводит пример такого упущения Антон Кротин.


 


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.