В чём суть прокурорской проверки и как
её пройти с минимальными рисками.
Прокурорская проверка может нагрянуть к любым ИП
и организациям. Узнать о визите можно в самый последний момент,
поэтому подготовиться практически невозможно.
Что это такое
прокурорская проверка и когда случается
Прокурорская проверка — один из способов надзора
прокуроров за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина.
Прокуратура
проверяет:
государственные органы и их должностных лиц;
органы местного самоуправления и их должностных лиц;
другие органы
и их должностных лиц;
органы управления и руководителей
коммерческих и некоммерческих организаций;
индивидуальных
предпринимателей.
Основание для прокурорской проверки — это информация
о нарушениях законов, прав и свобод человека, поступившая
в прокуратуру и требующая принятия определённых мер. Прокурорская
проверка проводится, если такие сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без
вмешательства прокурора.
Важно! Информация о нарушениях поступает
в прокуратуру в форме заявлений, жалоб, обращений граждан
и организаций, должностных лиц (депутатов, сенаторов). Причём обратиться
в прокуратуру могут как россияне, так и иностранцы и лица без
гражданства.
Кроме того, прокуроры получают информацию о нарушениях
из СМИ, материалов гражданских, уголовных, административных дел,
прокурорской практики и других источников.
Приходя к организации или ИП, прокуратура
проверяет: соблюдение прав и свобод граждан; соответствие локальных
нормативных актов (приказов, положений и другие) действующему
законодательству; исполнение требований законодательства.
Важно!
Прокуратура не подменяет собой другие контролирующие органы
и приходит с проверкой лишь в рамках своих полномочий.
Какие
бывают виды прокурорской проверки
Прокурорская проверка бывает плановой и внеплановой,
выездной и документарной. У каждого вида своя специфика.
Плановые
и внеплановые проверки
Ежегодно органы муниципального и государственного
контроля (Роспотребнадзор, Россельхознадзор и другие) утверждают план
проверок в отношении ИП и организаций. Местные органы
прокуратуры обобщают эти сведения и направляют их в Генпрокуратуру
РФ. Там формируют и публикуют окончательный Сводный план проверок. Все
сведения в нём открытые. Чтобы заранее узнать о плановой проверке,
нужно воспользоваться специальной формой на сайте ведомства. В ней
достаточно указать ИНН проверяемого ИП или юрлица и код
подтверждения.
Проведение плановых проверок строго регламентировано
Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Проверяющие
от каждого контролирующего органа приходят раз в три года,
не менее чем за три дня предупреждают о визите и действуют
в пределах установленного законом срока. Органы прокуратуры не только
утверждают график визитов для других контролирующих органов,
но и проводят свои плановые прокурорские проверки. Например, когда
проверяют деятельность компаний в определённой сфере бизнеса.
Важно!
Прокурорские проверки не включают в Сводный план Генпрокуратуры РФ.
Узнать о них заранее удаётся не всегда, так как прокурор может
сообщить о проверке даже в день её проведения. Поводом для
внепланового визита прокурора может стать «сигнал» о нарушении
законодательства, который нельзя подтвердить или опровергнуть без проверки.
Такими «сигналами» становятся жалобы от работника или любого бдительного
гражданина, сообщение в СМИ, сведения от других госорганов.
На плановые и внеплановые прокурорские проверки
не распространяется действие Федерального закона № 294-ФЗ.
Их регламентирует Федеральный закон «О прокуратуре Российской
Федерации» № 2202-1.
Важно!
В 2024 году продолжает действовать мораторий на проведение ряда
внеплановых проверок организаций и ИП. До конца 2024 года внеплановые
контрольные мероприятия проводятся только в особых случаях, установленных
Постановлением Правительства РФ № 336 от 10.03.2022.
Если надзорный орган согласует контрольное мероприятие
с прокуратурой, проверку проведут:
если есть угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда
здоровью граждан или по факту причинения вреда жизни и здоровью;
если
есть угроза обороне страны и безопасности государства или по факту
причинения вреда обороне и безопасности;
если есть угроза возникновения
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера или по факту ч/с;
если выявили индикаторы риска нарушения обязательных требований;
по решению руководителя ФНС, Федеральной службы по труду
и занятости, Федеральной службы по надзору в сфере связи
и в других случаях.
Документарные
и выездные
Документарные прокурорские проверки проводят в органах
прокуратуры, а не по месту нахождения ИП или организации.
В ходе прокурорской проверки прокурор может запросить у проверяемого
документы бухучёта, договоры, должностные инструкции и другие локальные
акты предприятия, различные журналы учёта и другие документы — как
в электронном, так и в бумажном виде. Предоставить их нужно
безвозмездно и в строго установленные сроки. По общему
правилу — в течение пяти дней, а при угрозе жизни
и здоровью граждан, безопасности государства или окружающей среде —
в течение суток с момента получения запроса.
Выездные прокурорские проверки проводят по месту
нахождения ИП или организации, если установить все обстоятельства только
на основании документов не удаётся. Так у надзорного органа есть
возможность проверить реальные условия труда работников, соблюдение
законодательства при ведении коммерческой деятельности.
Важно! Выездная
проверка не исключает того, что прокурор проверит необходимую документацию
на месте.
Как
проводится прокурорская проверка
Порядок и сроки проведения прокурорской проверки
определены в Законе о прокуратуре.
Прокурорская проверка проходит в четыре этапа:
1.
Подготовительный
Прокурор анализирует поступившие сведения и определяет,
есть ли основания для проверки. Он изучает нормативные акты,
регламентирующие деятельность поднадзорного ИП или юрлица, определяет
перечень подлежащих выяснению вопросов.
2. Вынесение
решения о проведении проверки
Документ оформляет прокурор или его заместитель. В нём
обязательно указывают предмет, цели и основания проверки.
О вынесенном решении сообщают ИП или руководителю юрлица. Сделать это
могут в любой момент, но не позднее дня, когда прокурорская
проверка начнётся.
Важно! Если
в ходе прокурорской проверки выявят другие нарушения, прокурор может
расширить предмет контроля или же принять решение о проведении нового
надзорного мероприятия.
3.
Проведение проверки
На это у надзорного органа есть 30 дней. При
необходимости срок прокурорской проверки могут продлить ещё
на 30 дней или несколько раз приостановить её на общий срок
до полугода. Об этом проверяемого предупреждают не позднее дня,
когда выносят соответствующее решение.
Важно! Продлить
срок проверки более чем на 30 дней может только генпрокурор РФ
или его заместитель. Такие меры применяют, если нужно провести дополнительную
экспертизу или иные требующие времени мероприятия. Срок приостановления
не включают в общий срок прокурорской проверки.
4. Принятие
решения по результатам прокурорской проверки
В зависимости от результатов прокурорской проверки
оформляют акт об отсутствии нарушений или принимают меры прокурорского
реагирования. На 2024 год подробного регламента по или методики
прокурорской проверки в отношении ИП и организаций нет. Прокурор
и его заместитель руководствуются положениями Федерального закона
«О прокуратуре», приказами Генпрокуратуры РФ.
Как вести
себя в ходе прокурорской проверки
Попросите
у прокурора предъявить служебное удостоверение и решение
о проведении проверки. Имя проверяющего лица в них должно
совпадать. Если прокурор не может подтвердить свои полномочия,
вы имеете право не пустить его и сделать запрос
в прокуратуру.
Не препятствуйте проведению законной прокурорской
проверки. Это чревато административным штрафом до 1 тыс. ₽ —
для граждан, до 100 тыс. ₽ — для юрлиц. Должностному лицу
грозит штраф до 20 тыс. ₽ или дисквалификация на срок
до одного года. Все документы и материалы передавайте представителям
госорганов по описи.
Сопровождайте
проверяющих, разговаривайте спокойно и вежливо. Адекватно реагируйте
на обоснованные замечания и законные требования. Если прокурор
истребует документы, не относящиеся к предмету проверки, оформите
аргументированный отказ в письменном виде. Если дело дойдёт до суда
или жалобы вышестоящему прокурору, вы сможете подтвердить незаконность
действий проверяющих лиц.
По возможности
привлеките к проверке юриста. Давайте объяснения после консультации
с ним или, как минимум, в его присутствии. Если хотите зафиксировать
все действия проверяющих, ведите фото- или видеосъёмку. Так как прокурорские
проверки проводят по принципу гласности, отказать в этом вам
не имеют права.
Контролируйте сроки
проведения прокурорской проверки. Если прокурор решит продлить проверку,
он должен установить новый срок и уведомить проверяемого.
На все вопросы
отвечайте чётко и по существу. Это правило касается
и работников. Иногда несколько лишних фраз могут стать поводом для ещё
одной прокурорской проверки.
Если не можете
предоставить документы или материалы для проверки в срок,
в письменной форме сообщите об этом прокурору. Обязательно
укажите причину, по которой это произошло и срок, в который
вы сможете выполнить законные требования.
Каким может
быть результат прокурорской проверки
Результат прокурорской проверки оформляют актом. В акте
устанавливают наличие или отсутствие нарушений. Если нарушений по итогам
прокурорской проверки не выявлено, проверяемый получает акт
с отметкой следующего содержания: «В ходе
проведения проверки нарушений законов за период с (такой-то даты)
по (такое-то число), относящихся к предмету проверки,
не выявлено».
Акт выдают ИП или руководителю организации
в течение 10 дней после окончания проверки. Форма акта прокурорской
проверки без нарушений утверждена Приказом Генпрокуратуры № 172.
При выявлении нарушений к ИП или организации применяют
меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение
и постановление.
Протест
Прокурор или его заместитель приносят протест, если
в результате прокурорской проверки обнаруживают локальные нормативные акты
(ЛНА), противоречащие законодательству. Это могут быть коллективные договоры,
должностные инструкции, приказы, положения об охране труда и другие.
У руководителя юрлица и ИП есть 10 дней,
чтобы рассмотреть протест и устранить нарушения — отменить приказ,
принять новый ЛНА или внести изменения в действующий. Но если
требуется немедленное устранение нарушений закона, прокурор вправе сократить
срок рассмотрения протеста. Кроме того, прокурор вправе отозвать свой протест
до рассмотрения. О своей «работе над ошибками» ИП или
руководитель организации должны сообщить прокурору в письменной форме.
К результатам рассмотрения протеста прикладывают исправленный или вновь
принятый ЛНА (ч. 2 ст. 23 Закона № 2202-1).
Предостережение
о недопустимости нарушения закона
Если прокурор узнает о готовящемся правонарушении,
то объявляет предостережение — в письменном виде
и конкретному должностному лицу, например, директору организации. После
получения предостережения нужно просто воздержаться от неправомерных
действий. Отчёта об исполнении предостережения никто не потребует.
Но если не исполнили требования, изложенные в предостережении,
и прокурор об этом узнает, должностное лицо привлекут
к ответственности в установленном порядке.
Представление
Представление — это акт прокурорского реагирования,
который направлен на устранение уже допущенного нарушения
законодательства. Представление рассматривают безотлагательно,
а в течение месяца после его получения принимают меры
по устранению нарушения. О результатах нужно отчитаться
в прокуратуру — в письменном виде, с приложением
подтверждающих документов и фото-, видеоматериалов. Если
по объективным причинам одного месяца для «работы над ошибками»
недостаточно, можно отчитаться по уже принятым мерам и уточнить
сроки, необходимые для полного устранения нарушений.
Меры по устранению нарушений закона, их причин
и способствующих условий, должны быть приняты в течение месяца
со дня внесения представления. О результатах принятых мер нужно
письменно уведомить прокурора. А если протест рассматривает коллегиальный
орган, прокурору обязательно сообщают о дне заседания.
Постановление
В зависимости от характера выявленного
правонарушения прокурор может вынести:
постановление о возбуждении дела об административном
правонарушении — при нарушении норм КоАП РФ или региональных законов
об административных правонарушениях;
постановление о направлении
материалов в орган предварительного расследования — при нарушении
норм УК РФ.
Вынесение постановления — мера прокурорского
реагирования, направленная на привлечение виновных лиц
к ответственности. Постановление по результатам прокурорской проверки
должно быть мотивированным, а результаты его рассмотрения доводят
до прокурора в письменной форме.
Важно! Если
не исполнить требования, изложенные в актах прокурорского
реагирования, придётся отвечать по ст. 17.7 КоАП РФ. ИП может
получить штраф от 1 до 1,5 тыс. ₽, должностное
лицо — от 2 до 3 тыс. ₽ или дисквалификацию
до 1 года. Больше всего достанется юрлицам. Для них предусмотрен
штраф от 50 до 100 тыс. ₽ или приостановление работы
на срок до 90 суток.
Можно ли
обжаловать результат прокурорской проверки
Можно, если во время прокурорской проверки ИП или
юрлица были нарушены требования
Федерального закона «О прокуратуре»:
отсутствовали основания для проверки или решение
о её проведении;
не были соблюдены сроки проведения прокурорской
проверки;
проверку проводило не уполномоченное на то лицо;
прокурор вышел за рамки своих полномочий, расширил предмет проведения
проверки.
Обжаловать действия прокурора или признать акт прокурорского
реагирования незаконным можно через суд. Срок для подачи искового
заявления — 3 месяца с момента, как вы узнали
о нарушении прав.
Обычно этот срок исчисляют с даты, когда проверяемым
был получен акт прокурорского реагирования.
Если акт прокурорского реагирования затрагивает
интересы ИП или организации в сфере коммерческой деятельности,
то иск подают в арбитражный суд. Там его рассмотрят в течение
трёх месяцев. Иск подают по месту нахождения ответчика.
В остальных случаях заявления рассматривают суды общей
юрисдикции в порядке административного судопроизводства. Срок
рассмотрения — не более двух месяцев с момента, когда был подан
иск. Иск подают по месту нахождения прокуратуры, которая вынесла акт
прокурорского реагирования.
Также обжаловать действия прокурора можно
во внесудебном порядке — вышестоящему прокурору. Однако
на практике это не лучший вариант. Обращения в органах
прокуратуры могут рассматривать до 30 дней.
По своей сути жалоба вышестоящему прокурору
и исковое заявление в суд похожи.
Оба
документа содержат:
«шапку» — дату составления, наименование документа,
сведения о рассматривающем его госоргане и заявителе;
описание
ситуации, при которой были нарушены права проверяемого;
доводы, на которых
основывается позиция заявителя (со ссылками на нормативно-правовые
акты);
требования — результат, которого хочет добиться заявитель (признать
прокурорскую проверку незаконной, отменить акт прокурорского реагирования);
собственноручную подпись заявителя.
Жалоба на постановление по делу
об административном правонарушении подаётся судье, в орган или
должностному лицу, которое вынесло постановление по делу. Они обязаны
в течение 3 суток со дня поступления жалобы направить
её в соответствующий суд, вышестоящий орган или вышестоящему
должностному лицу — со всеми материалами дела.
Но по нормам ч. 1, 3 ст. 30.2 КоАП РФ жалобу
можно подать непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу, которые уполномочены её рассматривать.
Комментарии (0)
Правила ›