Как банки обходят рекомендации антимонопольщиков и Центробанка насчёт страховок

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Идут на хитрости

В ход идут затягивание сроков при рассмотрении полиса сторонней компании и создание подписок.

С каждым годом российские регуляторы, ЦБ и ФАС, в борьбе с недобросовестными практиками закрывают банкам лазейки для продажи не самой выгодной страховки при оформлении кредита. С 1 сентября 2023 года банки обязаны информировать заёмщика о возможности купить полис любой компании с рейтингом выше А-, а не только той, которая аккредитована банком. Этого от банков требует постановление правительства № 39. Но, как выяснили «Ведомости», при выдаче кредита банки могут затягивать сроки рассмотрения полиса или размещать нужную информацию не в самых очевидных местах.

Новые требования для страховых продуктов, которые приобретаются при оформлении любого кредита, действуют до 1 сентября 2025 года — предполагается, что к этому времени их закрепят законодательно. Банк обязан информировать клиента о возможности выбора любого страховщика и не может навязывать услуги конкретной компании. Повышение ставки по кредиту для заёмщиков с такими страховками недопустимо. Обычно, чтобы стимулировать граждан покупать страховой полис от несчастных случаев и болезней, с продаж которых банки зарабатывают комиссионные, кредитные организации вводят «поощрительные скидки» в виде сниженной на 0,4–2 % ставки по кредиту.

ФАС и ЦБ рекомендовали рассматривать заявку на ипотеку с такими полисами не более семи рабочих дней. Хотя мера распространена на все кредиты населению, наибольшие сложности вызывает выдача ипотеки, в которой срок оформления договора имеет ключевое значение для заёмщика, сказал сотрудник крупного страховщика.

На сайтах ипотечных банков сейчас запись о праве заёмщика на страховку от любого страховщика с рейтингом выше А- может отсутствовать или быть размещённой не в самых очевидных разделах. Также кредитор может направлять клиентов узнавать о возможности получить «скидку по кредиту» непосредственно к менеджеру.

Проект «За права заемщиков» Общероссийского народного фронта минувшим летом проводил мониторинг опубликованных в открытых источниках жалоб потребителей на проблемы с кредитными страховками, сказал глава регионального блока проекта Галактион Кучава. Выявили немало жалоб на затягивание сроков и на отказы в связи с тем, что выбранная клиентом страховая компания не аффилирована с банком. Кроме того, отмечает эксперт, граждане жалуются на повышение ставки по ипотеке в связи с «нарушением сроков предоставления договора страхования»: на деле заёмщики направляли документы вовремя, а вот затягивание сроков как раз происходило на стороне банка.

Сейчас Банк России модель отложенных продаж не обсуждает, заявил его представитель. У ЦБ есть новый инструментарий и полномочия для тщательного контроля за качеством продаж. Например, предусматривается, что в отдельных случаях может вводиться требование о приостановке продаж и обратном выкупе проданного продукта. Обсуждение новых инициатив целесообразно только после практической апробации новых полномочий, резюмировал представитель регулятора.


Источник: www.vedomosti.ru Фото: t.me

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.