Как посчитать себестоимость продукта

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Правильные действия

Два вида классификации, а также формулы.

Себестоимость товара или услуги — один из важнейших показателей бизнеса. Этот показатель учитывает все затраты на производство и продажу товара или услуги и напрямую влияет на ценообразование. Разница между себестоимостью и ценой товара либо услуги для клиентов составляет маржу предпринимателя.

Без точного расчёта себестоимости невозможно правильно определить рентабельность, точку безубыточности, время окупаемости бизнеса. Также расчёт себестоимости помогает принимать управленческие решения, позволяет сократить издержки и подготовить отчётность для государственных органов.

Себестоимость включает себя не только прямые (производственные) расходы (стоимость товара или материала для его изготовления, зарплаты работников), но и косвенные (коммерческие) (аренда помещения, налоги, упаковка, маркетинг, зарплата персонала и прочее).

Формула для небольшого бизнеса: себестоимость = (затраты на производство + затраты на реализацию) / единицу товаров / услуг.

Средние и крупные компании для расчёта себестоимости внедряют специальные ERP-системы, которые учитывают множество факторов и их изменения.

Расходы, составляющие себестоимость продукта / услуги

  • Материальные расходы: стоимость сырья, компонентов, упаковки, материалов для производства.
  • Трудовые расходы: зарплаты (включая премии, страховые взносы, налоги, пособия) работников.
  • Прямые накладные расходы: электроэнергия, водоснабжение, обслуживание и амортизация оборудования.
  • Косвенные накладные расходы: затраты на аренду помещений, коммунальные услуги, рекламу.
  • Накладные расходы на управление: затраты на руководство, бухгалтерию, юридические услуги и другие непроизводственные функции.
  • Здания и оборудование: расходы на аренду помещений для офисов, амортизация помещений.
  • Профессиональные услуги: наём сторонних организаций (бухгалтерия, логистика).

Распространённые виды классификации себестоимости

  • Плановая, которую рассчитывают на основе прогнозов и экспертных оценок. Например, при составлении бизнес-планов. В расчёт берутся ожидаемые цены на материалы, зарплаты, стоимость аренды и прочее.
  • Нормативная отражает, условно, идеальную себестоимость с учётом всех технических характеристик, нормативов, стандартов, техзаданий и прочее. Она не учитывает производственные браки, невыход работников, форс-мажоры, удорожание материалов и прочее.
  • Отчётная или фактическая, которую рассчитывают исходя из реальных затрат. Результаты сравнивают с нормативной или плановой, чтобы понять за счёт чего произошло повышение себестоимости.

Ещё одна классификация зависит от показателей затрат

  • Цеховая состоит только из прямых затрат, связанных с производством.
  • Производственная складывается из прямых и косвенных затрат, включая амортизацию оборудования, аренду помещений, зарплату персонала.
  • Полная включает в себя абсолютно все затраты на производство и реализацию.

Кроме того, есть различные факторы, которые влияют на себестоимость. Их принято делить на внешние и внутренние.

К внешним относятся:

  • уровень инфляции;
  • повышение МРОТ;
  • появление конкуренции;
  • удлинение логистических цепочек;
  • курсы валют и прочее.

Внутренние факторы:

  • снижение эффективности управления;
  • контроль расхода материалов;
  • низкая производительность труда;
  • отсутствие квалифицированных работников;
  • техническое перевооружение;
  • загрузка производственных мощностей.


Источник: мсп.рф Фото: www.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.