Маркетплейсам запретят доминировать
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Ограничения для маркетплейсов и агрегаторов

Пятый антимонопольный пакет прошёл первое чтение в Госдуме. Причём малый и средний бизнес под новое регулирование не подпадают.
Госдума приняла в первом чтении разработанный ФАС России так называемый пятый антимонопольный пакет, вводящий ограничения для маркетплейсов и агрегаторов. Поправки в закон «О защите конкуренции», по замыслу ФАС, должны оградить рынок от злоупотребления доминирующим положением со стороны крупных онлайн-площадок.
Согласно документу, запрет распространяется на маркетплейсы и агрегаторы, если они «оказывают существенное влияние на смежные рынки», и их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд ₽.
Под «существенным влиянием» в ФАС понимают возможность «оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их».
Кроме того, поправки устанавливают новое условие контроля за сделками на цифровых рынках. Речь идёт о покупке одних компаний другими, более крупными. Если цена сделки превышает 7 млрд ₽ — она должна быть согласована с ФАС России.
Иногда в публичных дискуссиях вопрос ставится таким образом, что правительство вводит запреты в отношении цифровых сервисов. Нет, это не так. Мы выводим правила в отношении цифровых сервисов — это недискриминационность, запрет на навязывание невыгодных условий и запрет на установление монопольно высокой цены. В остальном свобода полностью сохранена.
Тем не менее, если компания будет уличена в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, ей может грозить штраф в несколько миллионов рублей.
Как считают в ФАС, принятие законопроекта позволит сформировать правовые механизмы противодействия «цифровым картелям» рынков и обеспечит защиту потребителей от злоупотреблений рыночной властью со стороны ИТ-гигантов.
Отдельно в ФАС оговорили, что малый и средний бизнес под это регулирование не подпадает. Нововведения коснутся цифровых платформ, которые занимают долю в 35 % от общего объёма совершаемых сделок на соответствующем товарном рынке.
Проект «пятого антимонопольного пакета» был создан ещё в 2016 году и в своё время предусматривал критерий в 400 млн ₽ выручки для подлежащей регулированию компании. Однако со временем сумма увеличилась в связи с резким ростом оборотов в электронной коммерции.
Изначально в него входили также поисковики, соцсети и мессенджеры, но из очередной редакции их исключили. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) же требует вернуть их в поправки, потому что они давно уже стали заметными игроками на рынке и развивают свои каналы продаж.
Комментарии (0)
Правила ›