Новые тренды управления денежными потоками
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Текущий кризис серьёзно влияет на развитие платёжных технологий
Ключевые стратегии управления денежными потоками в ретейле сохраняются, но некоторые тренды сменили вектор. Итак, главные тенденции платежей в ретейле и направления изменений.
Увеличение наличных оплат и наличной выручки в ретейле
Актуальность наличных как надёжного способа оплаты покупок значительно выросла. По данным Центробанка РФ, объём наличных в обращении в России на 1 марта 2022 года достиг 15,82 трлн рублей. При этом объём наличных денег в обращении за месяц вырос на 2 трлн рублей, или на 14,7%. Эксперты отмечают, что такого притока наличности в российскую экономику не было за всё время наблюдений.
При этом цены растут, а значит, увеличивается доля наличной выручки в ретейле. В сложившейся ситуации на первый план выходят инструменты оптимизации инкассации и эффективность работы с наличными деньгами.
Рост объёма монет в денежном обращении
В условиях снижения покупательской способности населения востребованность забытой в копилках мелочи довольно быстро вырастет. Розничные компании обязаны как принимать монеты, так и точно выдавать сдачу. Если у ретейлера нет разменной монеты, кассиру приходится округлять чек в пользу покупателя, что для крупных сетей выливается в серьёзные потери.
Взрывной рост карт «Мир» и UnionPay
В крупных городах потребители отвыкли носить с собой «пластик», поэтому стремятся получить карту «Мир» и воспользоваться мобильной системой Mir Pay. Например, ВТБ зафиксировал рекордный рост спроса на «Мир»: за одни сутки было открыто в цифре 27 тыс. карт национальной платёжной системы.
Рост популярности карт «Мир» и UnionPay напрямую связан:
- со стремлением покупателей обезопасить себя от перебоев с Visa и Mastercard;
- с необходимостью платить за границей;
- с желанием использовать привычный сценарий оплаты с телефона.
Российские банки стали активнее оформлять клиентам карты, работающие на UnionPay: Газпромбанк только за один день выдал 1 тыс. пластиковых и 3,7 тыс. виртуальных карт, хотя прежде выдавал в среднем около 400 карт в месяц. Крупнейшие банки прорабатывают возможность выпуска кобейджинговых карт «Мир»-UnionPay.
Оптимизация бизнес-процессов и сокращение издержек
Ретейлеры, столкнувшись с проблемами роста цен, пересмотра ассортимента, трансформации цепочек поставок, ищут новые возможности экономии и оптимизации бизнес-процессов. Эксперты отмечают, что оптимальным решением задач розницы становится онлайн-инкассация.
Преимущества:
- все процессы автоматизированы;
- минимизированы ошибки и риски утери наличных;
- не требуется пересчитывать выручку;
- не нужно заботиться о том, когда инкассаторы её заберут;
- за наполнением автоматизированной депозитной машины (АДМ) следит банк;
- внесённые в АДМ деньги сразу зачисляются на расчётный счёт ретейлера.
Технология облегчает работу и взаимодействие всех участников денежного оборота — банка, ретейлера и инкассации.
СБП в ретейле ускоряет развитие рынка
Система быстрых платежей (СБП) становится всё более востребованной у ретейлеров в ситуации недоступности привычных способов оплаты через Apple Pay и Google Pay. При этом комиссия за обслуживание СБП в 2,5–3 раза ниже комиссии за эквайринг.
Оплату по QR-коду уже внедрили такие лидеры рынка, как «Магнит» и Fix Price . В ситуации санкций такие внедрения активизируются. Тем более что Банк России рассматривает возможность увеличения максимального размера одной операции в СБП с 600 тыс. до 1 млн руб., что позволит оплачивать более крупные покупки. Правительство РФ продлило программу компенсации малому и среднему бизнесу расходов на использование СБП.
Снижение зависимости от зарубежного ПО
Важно снизить зависимость от зарубежного программного обеспечения (ПО), которое частично уже заблокировано или может стать недоступным в любой момент. Многие ретейлеры озадачены поиском альтернативных решений и переходом на отечественное ПО.
Пересмотр ретейлерами технологического набора
У каждого ретейлера сформировался свой набор используемых методов оплаты.
Но сейчас надо быть готовым к вызовам нового времени:
- расширять используемые финансовые технологии;
- внедрять новые решения, чтобы обеспечить удобный приём оплаты всеми доступными способами.
Комментарии (0)
Правила ›