Объём оплаты товаров и услуг с помощью биометрии впервые снизился
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
В III квартале 2025 года
По данным Банка России, в III квартале 2025 года объем оплаты товаров и услуг с использованием биометрии сократился более чем на 15 % — до 37,9 млрд рублей. Это стало первым за всю историю наблюдений с начала 2024 года снижением, тогда как ранее данный показатель рос на десятки процентов за квартал. Более того, количество платежей по биометрии также уменьшилось, составив 49,1 млн операций. Для сравнения, во II квартале объём биометрической оплаты увеличился почти в 1,5 раза — до 44,7 млрд рублей, а число платежей достигло 58,1 млн. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
В то же время другие безналичные способы оплаты показывают уверенный рост. Общий объём безналичных платежей в III квартале вырос на 13 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оплата картами увеличилась почти на 2 % относительно II квартала, а платежи по QR-кодам выросли более чем на 11 %. Средний размер платежа по биометрии стабилизировался на уровне чуть выше 770 рублей, что заметно выше показателя прошлого года (около 500 рублей), что свидетельствует о переходе клиентов от тестирования к активному использованию сервиса.
Эксперты связывают снижение объемов биометрической оплаты с исчерпанием эффекта новизны сервиса и недостаточным продвижением. Роман Прохоров, глава правления ассоциации «Финансовые инновации», отметил, что биометрия пока воспринимается населением нейтрально или даже отрицательно, а разъяснительной работы со стороны государства практически нет. Некоторые игроки рынка ищут альтернативы, например, оплату ладонью, рассчитывая, что пользователи будут воспринимать такие методы легче, чем распознавание лица или голоса.
Виктор Достов, глава Ассоциации участников рынка электронных денег, считает, что падение спроса связано с усталостью потребителей от большого количества платежных технологий (QR-коды, биометрия, NFC), которые банки одновременно предлагают обучать и использовать, в то время как для большинства клиентов реальной разницы между ними нет.
Кроме того, сезонный фактор тоже влияет на снижение биометрических платежей. Алексей Войлуков, профессор РАНХиГС, отмечает, что основную аудиторию биометрических платежей составляют студенты, которые в летние месяцы покидают крупные города ради отдыха и учебных каникул, что снижает активность оплаты по этому способу. Однако в целом за год платежи по биометрии продолжают расти, хоть и не столь стремительно, как раньше.
Похоже, биометрия пережила первый кризис. Эффект новизны прошёл, и теперь ей предстоит доказать, что она не просто «игрушка», а действительно удобный инструмент, которому можно доверять.
Материалы по теме
Объём наличных денег в России вырос в пять раз по итогам II квартала 2025 года
Какие трансформации ждут платёжную индустрию
Мошенники распространяют поддельные QR-коды в общественных местах и рекламе

Комментарии (0)
Правила ›