Офлайн ритейл возвращается
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Владельцы торговых центров ожидают восстановления спроса, а эксперты строят осторожные прогнозы.
Россияне начали постепенно возвращаться к офлайн-шопингу. По данным оператора онлайн-касс «Эвотор», посещаемость торговых центров в Москве в первую неделю после снятия большинства ограничений на их работу, с 1 по 7 июня, достигла 60%. По другим данным посещаемость торговых центров наблюдается от 30% в Москве до 68% в регионах (Оренбург) докризисного значения. Жители пока не торопятся за покупками в магазины. До конца этого года трафик так и не восстановится, уверены многие участники рынка.
Генеральный директор Baon Илья Ярошенко в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что в центральных ТЦ Москвы трафик мизерный, его падение составляет 70-80% относительно прошлогоднего уровня. В небольших ТЦ рядом с транспортными узлами дела обстоят лучше — там посещаемость упала на 30-40%. Топ-менеджер также отмечает необычную тенденцию: потребители стали чаще посещать дисконт-центры и аутлеты.
Согласно данным компании Watcom, если сравнивать текущую посещаемость торговых центров с показателями аналогичных дней 2019 года, трафик столичных ТЦ в первую неделю июня был в среднем ниже на 43%, подчеркивает заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина.
Посещение торговых центров явно не стало главной потребностью москвичей после снятия ограничений. По данным профильной ассоциации в первую неделю работы трафик держался на уровне 50% от докризисного уровня. На выходных покупателей больше. Как отмечают посетители магазинов, люди просто устали сидеть дома. Другая причина - многие пришли вернуть то, что заказали онлайн. Вероятность этого есть, потому что очереди на возвраты были достаточно большие, начинались далеко за пределами входов. В торговые центры вернулись 60% покупателей. А вместе с ними пришли и сотрудники надзорных органов проверять выполнение требований масочного режима. Как рассказал президент Российского союза торговых центров Булат Шакиров, представители Роспотребнадзора сделали массу замечаний, но никаких штрафов не выписали. В основном замечания относились к тому, что многие сотрудники магазинов ходили в масках, но сдвигали их на подбородок.
Владелец бренда городской одежды «Запорожец Heritage» и руководитель интернет-магазина 21shop Михаил Лабахуа рассказал, что некоторые магазины так и стоят пустыми. «Может быть, в ближайшее время как-то еще оживится народ. С каждым днем получше становится, по крайней мере, в Москве. В Питере мы еще пока закрыты, а в регионах, в принципе, так как там, видимо, не было численности заболевших такой большой, как только мы открылись, сразу народу было довольно много», — рассказал Лабахуа.
Владельцы магазинов в торговых центрах ждут открытия развлекательных площадок и фуд-кортов. Это увеличит число гуляющих. Пока же покупатели идут за конкретными товарами, отмечают участники рынка.
По оценкам заместителя руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, до конца года посещаемость торговых объектов в среднем будет на 10-15% ниже аналогичных показателей прошлого года. При этом она отмечает: «Даже при высоких показателях посещаемости сумма трат в магазинах снизится. Реальные доходы населения снижаются, ситуация с пандемией остается неопределенной. Эти факторы будут сдерживать стремительное восстановление торгового сегмента».
Партнер Colliers International Анна Никандрова отмечает, что успешные востребованные торговые комплексы к концу года восстановят свои докризисные позиции и подойдут к этому периоду с нулевой вакансией. Она добавила, что у таких объектов есть лист ожидания и образующиеся вакантные площади будут быстро заполнены более жизнеспособными арендаторами. Что касается более слабых ТЦ, то здесь управляющим компаниям придется менять стратегию развития с учетом новой реальности, чтобы вернуть объект на прежние позиции, считает этот эксперт.
Есть и совсем неутешительный прогноз. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов предположил, что пандемия положит конец торговым центрам как таковым. Владельцы без сожаления их снесут, если выручка упадет, а торговля перейдет в уличный формат.
Комментарии (0)
Правила ›