Рынок контрафактных настольных игр в России достиг 2 млрд рублей
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Производители настолок считают маркетплейсы основными площадками распространения контрафакта

Рынок контрафактных настольных игр в России за I полугодие 2025 года достиг 2 млрд рублей — столько же, сколько за весь 2024 год. Об этом сообщил Михаил Акулов, гендиректор холдинга Hobby World. Его слова приводят «Ведомости».
Из-за контрафакта легальные издатели теряют около 6–6,5 % доходов, при том что общий рынок в 2024 году оценивался в 32 млрд рублей. Hobby World заблокировал более 5 600 карточек с нелегальной продукцией на маркетплейсах. Аналогичную проблему отмечает издательство «Экономикус», потерявшее 20–30 % доходов из-за более 5000 случаев пиратства.
По мнению производителей настольных игр, основные площадки распространения контрафакта — маркетплейсы Wildberries, Ozon и «Авито».
Часто подделываемые игры
- Ticket to Ride.
- «Взрывные котята».
- «Каркассон».
- «Бункер».
Цены у пиратов значительно ниже из-за низкого качества материалов и отсутствия выплат правообладателям.
Контрафакт наносит урон не только финансам, но и репутации рынка из-за плохого качества и возможной опасности продукции. Издатели активно борются через судебные иски, но сталкиваются с задержками реакции платформ и сложностями из-за иностранных поставщиков без регистрации в России.
Hobby World предлагает изменения в закон о платформенной экономике, чтобы обязать маркетплейсы быстрее реагировать на нарушения и проверять легальность товаров, что поддерживают юристы. Wildberries и Ozon уже используют сервисы для контроля подлинности, а «Авито» блокирует аккаунты нарушителей.
Тем не менее, представители «Авито» считают предложенные изменения излишними, а эксперт из ТПП РФ полагает, что борьба с подделками должна лежать в первую очередь на производителях.
С введением маркировки в системе «Честный знак» с сентября и обязательным нанесением цифровых кодов с декабря ожидается снижение объёма контрафакта. Однако пока законодательство не содержит чётких критериев для эффективной защиты интеллектуальных прав, что осложняет борьбу с пиратством.
Любопытно, что маркетплейсы позиционируют себя в качестве некоего передаточного звена между продавцом и покупателем, этаким прокладоном, который только предоставляет одним возможность продавать, а другим — покупать. При этом основная их (маркетплейсов) деятельность заключается в посредничестве одним продавать другим, а значит, первоочередная работа должна быть сосредоточена на взаимодействии, быстром отклике и реакции на просьбы продавцов о помощи. Но что же так мешает быстро реагировать на жалобы о контрафакте честных игроков рынка на фактически мошенников? Вопрос открытый, ведь ответственность за действия той и другой стороны до сих нормально не регламентирована, а значит, всё останется как есть, пока количество недовольных работой площадок не превысит допустимое значение, а терпение последних не лопнет. Редакция «Сегмент.ру» будет наблюдать за надвигающимся коллапсом.
Материалы по теме
Живое общение и ностальгия: почему настольные игры покорили миллениалов
Главные покупатели игрушек — люди 30–40 лет
Открыт сбор предложений на разработку настольной игры «Честный знак»
Комментарии (0)
Правила ›