Торговые центры теряют посетителей

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Падение посещаемости, рост онлайн‑продаж и поиски новых форматов

В 2025 году посещаемость российских торговых центров (ТЦ) снизилась на 3 % (в 2024 году — на 2 %), следует из данных Focus Technologies. Показатель Mall Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) с января по середину декабря 2025 года сократился на 3 % в годовом выражении. Данные приводит «Коммерсантъ». 

Главные причины — переход потребителей к сберегательной модели поведения и рост влияния онлайн‑торговли. Покупатели стали рациональнее подходить к тратам: тщательно изучают рынок, сравнивают цены и ждут скидок, отказываясь от импульсных покупок.

Сильнее всего падение трафика заметно в крупноформатных ТЦ: у ряда объектов снижение достигает 20–30 %.

Категории магазинов с наибольшим сокращением посещаемости

  • DIY‑магазины (магазин товаров для дома) — на 18 % (в том числе из‑за снижения спроса на жильё).
  • Электроники и бытовой техники — на 9  % (спрос перемещается в онлайн).
  • Продуктовые магазины в ТЦ — на 8  % (конкуренция с магазинами «у дома» и дискаунтерами.
  • Fashion‑ритейле и магазинах парфюмерии и косметики — на 6  %.

При этом заведения общепита сохранили показатели на уровне прошлого года, а детские развлекательные центры даже нарастили трафик — их услуги невозможно перевести в онлайн.

Снижение посещаемости уже привело к росту вакантности в ТЦ. Многие ритейлеры (InspireGirls, Noun, N.O.M.I, I am studio, Prav.da, Just Clothes и др.) сократили или прекратили розничное присутствие. Арендаторы инициируют переговоры о смягчении условий договоров, однако у ТЦ мало возможностей для существенных скидок из‑за роста расходов на содержание объектов.

Эксперты прогнозируют сохранение негативной динамики в  2026  году. По оценкам Михаила Васильева, руководителя направления исследований и консалтинга Focus Technologies)ъ, Mall Index в регионах может снизиться ещё на  3  %, в Санкт‑Петербурге остаться на уровне  2025  года, а в Москве вырасти на 1  %.

Также эксперты предупреждают о влиянии налоговых нововведений, а первую половину 2026  года считают особенно сложной для розницы.

Да, покупатели стали реже заходить в ТЦ, и этому есть простые причины: удобнее заказывать онлайн, выгоднее покупать в маленьких магазинах рядом с домом, да и вообще стараются тратить деньги осмотрительнее. Но это не значит, что торговые центры скоро исчезнут. Просто им приходится меняться: искать новые способы заинтересовать посетителей, придумывать что-то интересное помимо шопинга. В общем, время для ТЦ непростое, но не безнадёжное. А те пространства, которые сумеют уловить новые привычки покупателей и предложат что-то действительно классное, наверняка останутся любимыми для своих посетителей.

Материалы по теме

Источник: www.kommersant.ru Фото: ru.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.