Усиление проверок на границах ведёт к росту стоимости товаров

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Последствия курса на «обеление» экономики

В 2026  году российские власти намерены добиться «обеления» экономики — об этом в начале декабря заявил Владимир Путин на заседании Совета по нацпроектам и стратегическому развитию. Ключевая задача — пресечь незаконный оборот продукции на оптовых, розничных рынках и в цифровой среде. Уже сейчас заметны первые последствия курса на ужесточение контроля: на границах усилены таможенные проверки, а маркетплейсы и оптовые рынки могут столкнуться с дополнительным регулированием, сообщает «Коммерсантъ».

Осенью Федеральная таможенная служба резко нарастила интенсивность досмотров на границах, в первую очередь — на участках, примыкающих к Казахстану, через который идёт транзит товаров из Киргизии. Результаты ощутимы: к 24 октября выявлено свыше 7 тыс. машин с нарушениями, перевозивших в общей сложности 123 тыс. тонн грузов. Однако жёсткие проверки породили цепную реакцию: на пограничных переходах возникли многокилометровые очереди, компании вынуждены пересматривать логистические маршруты, а задержки в доставке автоматически поднимают стоимость перевозок на 15–20  %.

Таможенники теперь скрупулёзно проверяют коды ТН ВЭД, требуют дополнительные подтверждения характеристик товаров, корректируют таможенную стоимость и могут доначислить пошлины и НДС. Особенно тщательно изучают поставщиков: от предпринимателей ждут работы исключительно с легальными контрагентами, а не с посредниками из мессенджеров. Параллельно в Казахстане вступил в силу закон о контроле специфических товаров, предусматривающий расширенные досмотры сборных грузов (FCL/LTL) — одежды, аксессуаров, автозапчастей, электроники, игрушек и обуви.

На западной границе ситуация не проще: Польша и Литва периодически ограничивают проезд, вынуждая перевозчиков искать объездные пути. В Белоруссии с ноября действует запрет на свободное перемещение автотранспорта и прицепов, зарегистрированных в ЕС, что сократило парк доступных машин и подняло ставки на 30–50  %. В результате логистический коридор через Белоруссию стал дороже и медленнее — например, доставка алкоголя из-за рубежа теперь занимает не неделю, а три.

Эти меры направлены на ликвидацию серых механизмов ввоза без полноценного таможенного оформления, включая занижение стоимости и использование посредников. Власти преследуют две цели: пополнить бюджет за счёт таможенных платежей и защитить рынок от контрафакта и небезопасной продукции. Однако побочным эффектом может стать рост цен на отдельные товары до 30  %, а в некоторых категориях — дефицит. При этом крупные поставщики видят и плюсы: снижение конкуренции с нелегальной продукцией. В то же время продовольственный ретейл почти не затронут волной ужесточений: 85–90  % продуктов на полках — отечественного производства, а крупные ретейлеры строго контролируют легальность поставок.

Материалы по теме:

Источник: www.kommersant.ru Фото: ru.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.