За последний год на четверть уменьшилось количество канцелярских магазинов
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Из-за конкуренции с маркетплейсами

За последний год в некоторых крупных российских городах на четверть снизилось число магазинов по продаже канцтоваров. Участники рынка видят причину в конкуренции с маркетплейсами, сообщает «Коммерсантъ».
По данным аналитиков сервиса «Яндекс Карты», в среднем по России к маю 2025 года количество точек продаж канцелярских товаров уменьшилось на 5 % по сравнению с предыдущим годом и составило 11 760. К этому времени в стране закрылось более 630 специализированных магазинов. В целом по всем городам-миллионникам количество специализированных магазинов уменьшилось на 12,3 % год к году. К середине мая 2025 года в таких городах страны насчитывается более 2,4 тыс. точек продаж канцтоваров — это 20 % от общего числа профильных торговых объектов в стране.
Города с самой заметной динамикой сокращения магазинов
- Омск (–26 %, до 160 точек).
- Ростов-на-Дону (–24 %, до 107).
- Нижний Новгород (–20 %, до 128).
- Москва (–13 %, до 391).
- Санкт-Петербурге (–8 %, до 313).
За последние два месяца общие офлайн-продажи канцтоваров также снизились. По данным оператора фискальных данных «Такском», в апреле — мае 2025 года падение составило около 3 % год к году. В розничной сети «Детский мир» поясняют, что в традиционной рознице рост оборота продаж канцтоваров отмечался в апреле: на 12,7 % в натуральном выражении, на 6,8 % — в денежном. Это связано в том числе с подготовкой выпускных экзаменов в школах и вузах.
Борис Кац, глава совета директоров сети специализированных гипермаркетов «Леонардо», сокращение канцелярских офлайн-магазинов связывает с тем, что сейчас канцтовары активно продаются на маркетплейсах. По данным сервиса Moneyplace, совокупные продажи канцтоваров на двух крупнейших маркетплейсах страны с 1 апреля по 26 мая 2025 года составили 7,2 млрд руб., что на 51,3 % больше год к году.
Эксперт прогнозирует, что в ближайшие годы количество магазинов канцелярских товаров может сократиться ещё на треть. По словам Бориса Каца, некоторые из них хотят закрыться, но не могут этого сделать из-за долгов. Другие планируют закрыть свои точки после окончания пикового сезона продаж, который приходится на конец сентября.
Происходит то, о чём мы говорили, о чём неоднократно предупреждали игроки канцелярской отрасли. Есть такое выражение: «Пока жирный сохнет, худой сдохнет». Самые слабые, самые маленькие, самые закредитованные, самые неразвитые канцелярские магазины действительно закрываются. И да, маркетплейсы в нынешнем положении, в нынешних условиях доминируют. Они используют все доступные им киллер-фичи, чтобы уничтожить конкурентов, а офлайн-розница именно конкурент, чтобы потом на выжженном поле диктовать свои условия, как ценовые, так и ассортиментные. Насколько сильно после вероятной победы сократятся безразмерные витрины онлайн-площадок, на сколько десятков, если не сотен процентов вырастут цены на продукцию в условиях отсутствия конкуренции... Вопросы без ответов. Пока без ответов.
Материалы о теме
Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» вновь возглавили рейтинг крупнейших интернет-магазинов
Роман Белопухов. Размышления о будущем канцелярской розницы
Ретейл vs маркетплейсы: как традиционная розница пытается бороться с МП
Комментарии (0)
Правила ›