Закон о маркировке звонков дал первые результаты
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Снижение спам‑звонков на 25–30 %
С 1 сентября 2025 года в России вступил в силу закон о маркировке телефонных вызовов компаний. Первые результаты показывают: количество спам‑звонков снизилось на 25–30 %. Об этом, по данным операторов связи, сообщают «Ведомости».
В сентябре — октябре число входящих клиентам «Билайна» спам-звонков снизилось на 29 % по сравнению со средним показателем летних месяцев. Данные приводит представитель компании. Схожую динамику наблюдает и Т2: по словам представителя этого оператора, количество спам-звонков снизилось на 25 %.
В «Мегафоне» также подтверждают, что есть тенденция к сокращению количества массовых обзвонов после введения маркировки, но подробностей не раскрывают. В МТС от комментариев отказались.
Представители операторов связывают снижение спама с более осознанным подходом бизнеса к коммуникациям. После завершения промопериода (с 1 октября) компании стали подключать услугу маркировки на коммерческой основе. Среди активных пользователей — ретейлеры, микрофинансовые организации и маркетинговые агентства.
Компании стали более ответственно относиться к звонкам клиентам, сократили количество нецелевых вызовов и автоматических сбросов с целью получить ответный входящий звонок от абонента.
По прогнозу Т2, при полной отладке механизма объём спам‑звонков может сократиться на 30–40 % от прежнего уровня.
Несмотря на позитивные тенденции, эксперты указывают на ряд нерешённых проблем.
Проблемы и ограничения
- Неэффективность против мошенников. По словам президента Ассоциации малых операторов связи регионов Дмитрия Галушко, более 90 % спам‑ и мошеннических вызовов идёт с мобильных номеров. При этом, согласно данным МВД и ЦБ, в 2024 году сумма ущерба от дистанционных мошенничеств выросла почти на 40 % (до 200 млрд руб.). Мошенники похитили со счетов россиян 27,5 млрд руб. (рекордный показатель).
- Экономическая нагрузка на бизнес. Операторы взимают до 50 коп. за попытку вызова (по 25 коп. за маркировку и за массовый автоматический вызов). По словам источника в одной из компаний, расходы на исходящие вызовы за первый полный месяц выросли на 70 %.
- Технические недочёты. Около 40 % вызовов доходят до абонента без маркировки, что снижает доверие к нужным звонкам.
- Неравномерность внедрения. Часть клиентов перешла на операторов фиксированной связи и MVNO (виртуальные операторы), которые пока не подключили систему маркировки.
- Проблемы с фиксированной связью. Маркировка практически не работает на номерах фиксированной связи из‑за технических ограничений.Денис Кусков, гендиректор агентства Telecom Daily считает, что система маркировки превратилась в «выгодную для операторов систему с поминутной оплатой». По его оценкам, лишь 3 из 10 звонков приходят с маркировкой, а среди остальных по‑прежнему встречаются спам‑вызовы.В Минцифры признают снижение количества спам‑звонков, но подчёркивают, что операторы продолжают донастраивать системы. Для полного развёртывания механизмов требуется время.
Закон о маркировке звонков дал первые положительные результаты, однако для полноценной защиты абонентов от спама и мошенничества требуется дальнейшая доработка механизмов и устранение существующих пробелов. Так что пока маркировка звонков напоминает эксперимент, в котором его участники не особо понимают, чем именно занимаются. С одной стороны — прогресс, с другой — ворох вопросов. А редакция «Сегмент.ру» продолжает следить за развитием событий и держать читателей в курсе последних новостей.
Материалы по теме
Кол-центры обходят маркировку звонков
Маркировка звонков обойдётся бизнесу примерно в 0,3 рубля за звонок
С 1 сентября 2025 года компании обязаны маркировать исходящие звонки

Комментарии (0)
Правила ›