Западные ретейлеры подсчитывают убытки от ухода из России
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Потери могут усугубить
Крупные зарубежные одёжные сети в случае полного ухода с российского рынка будут вынуждены списать $800 млн — и это консервативная оценка.
Шведский ретейлер H&M, объявивший об окончательном закрытии своих магазинов, уже подтвердил списание порядка $190 млн. Но пострадают и их российские партнёры: так, убытки владельцев торгцентров только в рамках уже поданных исков можно оценить в 2,3 млрд ₽.
Если все международные одёжные бренды решат поступить, как H&M, общая сумма их убытков составит $760–800 млн, сообщили «Коммерсанту» представители двух аудиторских компаний, изучавших по запросу сетей возможные потери.
Один из собеседников «Ъ» назвал озвученную сумму «консервативной»: она окажется больше, если ретейлеры не смогут распродать товарные остатки и удачно для себя решить вопрос с разрывом действующих долгосрочных контрактов на аренду площадей.
Самые заметные потери могут оказаться:
- у испанской Inditex (сети Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear) — около $300 млн;
- у японской Uniqlo — $150–170 млн;
- у французской Decathlon — также примерно $150–170 млн.
Претензии партнёров
Усугубить потери могут претензии партнёров. Часть зарубежных ретейлеров, объявивших о приостановке работы в РФ, уже начали получать иски от владельцев торговых площадей.
Как подсчитал «Ъ» на основе картотеки арбитражных дел, с мая по середину июля зарегистрировано более 30 заявлений с общей суммой требования на более чем 2,3 млрд ₽. Из них 1,46 млрд ₽ пришлось на Inditex, 563 млн ₽ — на H&M.
До кризиса крупные одёжные сети платили операторам торгцентров небольшую фиксированную ставку плюс 7–10 % от годового товарооборота, пояснила глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. Сейчас западные бренды, временно закрывшие магазины, обслуживают арендные контракты в размере 30–70 % от той суммы, что выплачивали в соответствующие месяцы прошлого года, сообщила партнёр Commonwealth Partnership Ольга Антонова.
Однако расторгнуть договор аренды быстро невозможно. Сеть должна уведомить о закрытии своего магазина оператора торгцентра за полгода. А иначе владелец площадей заберёт в качестве штрафа внесённый ретейлером при заключении договора аренды депозит, отметила Ольга Антонова.
Магазинам не хватает спроса
Операторам торгцентров трудно будет найти замену уходящим международным брендам. По оценкам Focus, в больших объектах такие ретейлеры занимали до 34 % площадей, в небольших торгцентрах — 22 %.
Магазины крупных брендов привлекали трафик в торгцентры и найти замену им в текущих условиях будет сложно, согласился с этим мнением управляющий партнёр «Ванчугов и партнёры» Алексей Ванчугов.
Но даже заменив уходящие из России сети локальными ретейлерами или брендами из Турции и Китая, операторам торгцентров, резюмировала Марина Малахатько, будет сложно получать прежнюю выручку.
Комментарии (0)
Правила ›