Ozon: как зарегистрироваться и начать продавать на маркетплейсе

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Исчерпывающее руководство с картинками

От редакции

Здравствуйте, уважаемые читатели, коллеги и друзья. Мы внимательно отслеживаем волнующие отрасль темы. И знаем, что маркетплейсы — боль канцелярская и рана незаживающая. Но ещё знаем, что многие хотели бы на маркетплейсы эти выйти и попробовать себя в деле, да не знают как. Специально для таких искателей приключений мы написали гайд, инструкцию, руководство, — называйте как хотите, — о том, как там зарегистрироваться и начать продавать.

Сегодняшняя статья посвящена площадке Ozon. А чтобы гайд был полным, мы попросили нашего эксперта по маркетплейсам Ольгу Батенину (IzGorodok) прокомментировать тезисы и поделиться тонкостями работы с платформой. В общем, присоединяйтесь!

Введение

Ozon — старейший российский маркетплейс. По итогам третьего квартала 2021 года там зарегистрировано 21,3 млн покупателей. С начала июля по конец сентября было выполнено 56,2 млн заказов.

С площадкой сотрудничают «Почта России», «Деловые линии» и Boxberry, банки «Точка» и «МТС Банк». Если взглянуть на канцелярский сегмент, то среди партнёров «Комус», «Рельеф-Центр», группа компаний «Самсон», «Смистар» и многие другие.

Хотите оказаться в одной команде с ними и продавать канцтовары через Интернет? Тогда самое время подключиться к Ozon. Как это сделать, мы расскажем прямо сейчас.

Регистрация

Чтобы начать торговать на Ozon, нужно сначала зарегистрироваться в системе. Ещё нужен товар, но это и так понятно, рассматривать здесь закупку или производство не будем.

Регистрация состоит из нескольких этапов. Для начала переходим на страницу для селлеров. Вверху находим кнопку «Войти» и нажимаем.

Попадаем на страницу входа и выбираем «Зарегистрироваться».

Создаём аккаунт. Вводим имя и фамилию, а также адрес электронной почты. Важно! Почта должна быть подконтрольна владельцу бизнеса. Соглашаемся на обработку данных и жмём «Далее».

Появляется сообщение, что регистрацию нужно подтвердить, пройдя по ссылке, отправленной на почту.

Обычно письмо приходит за 5–10 минут. На всякий случай проверяйте папку «Спам»: у нас, например, почта «Яндекса» спрятала его там.

Открываем письмо и нажимаем «Подтвердить почту». Если кнопка не работает, следуйте инструкции.

Теперь завершаем регистрацию и заполняем анкету. Выбираем, откуда будут продажи: из России или из-за границы. Мы рассмотрим пример для российских предпринимателей.

Далее тип организации: вы наверняка будете ИП или ООО, но есть и самозанятость, АО, ПАО и другие экзотичные наименования. Указываем ИНН, регион регистрации бизнеса. Если вы ИП, вписывайте фамилию, имя и отчество. Для ООО указывается наименование организации.

Комментарий Ольги Батениной:

Важно: заранее выберите систему налогообложения, а также проверьте, есть ли среди ваших ОКВЭДов разрешённые для торговли онлайн. Например, патентная система не предусматривает онлайн-торговли, поэтому, если ваши магазины на патенте, нужно будет дополнительно выбрать «УСН Доходы» или «УСН Доходы минус Расходы». Для правильных расчётов более подходящей системы отмечаем, что доходами считается весь объём продаж на площадке, а не только та сумма, которая приходит на расчётный счёт.

Выбираем сферу деятельности: отмечаем «Товары» и, возможно, «Представитель бренда», если у вас есть товарный знак. При выборе пункта «Услуги» другие варианты включить не получится.

Затем следует категория товаров. Для продажи ручек, блокнотов, письменных принадлежностей проще сразу выбрать «Канцтовары». Хотя полистайте список: он довольно обширный и удовлетворит самую буйную предпринимательскую фантазию в рамках законодательства.

Вот так выглядит заполненная карточка. Укажите название, по которому ваш магазин будут определять. Это может быть торговый знак или вымышленное наименование. Только не используйте названия чужих брендов.

Комментарий Ольги Батениной:

В своём магазине продавать товары чужого бренда можно. И в карточках своего товара прописывать название этого бренда тоже можно. Но только если он (бренд) не против. Для этого у вас обязательно должно быть отказное письмо, дающее право на реализацию товара этого бренда на площадке. Если этого разрешения нет, но вы всё равно решите продавать эту продукцию вопреки воле брендодержателя, площадка заблокирует товары. А если нарушения продолжатся, могут полностью заблокировать личный кабинет продавца.

Если всё заполнено правильно, вам предложат пройти активацию профиля. На этом первая фаза регистрации завершается. Тут никаких проблем возникнуть не должно.

Активация

Есть два варианта. Можно сразу перейти к заполнению документов: для этого нажимаем «К заполнению документов». Но, если сейчас времени нет, этот шаг можно пропустить и вернуться к нему позже.

В случае отложенной активации провести её можно будет, нажав на аватарку рядом с названием аккаунта в шапке на любой странице личного кабинета.

Попадаем в настройки. Нас интересует выделенный красным блок.

Начнем с информации о компании. Для этого кликаем на нужную ссылку. Часть данных подтягивается из первоначально заполненной информации:

  • имя,
  • форма собственности,
  • название компании.

На первом экране нужно ввести номер контактного телефона, это обязательное поле. При наличии и желании указать сайт компании.

Прокручиваем ниже и заполняем юридический адрес. Указываем область, город и все остальные данные. 

Загружаем выписку из ЕГРИП: её предварительно закажите на сайте ФНС. В зависимости от того, как зарегистрирован бизнес, список необходимых документов может отличаться:

  • юридическое лицо — выписка из ЕГРЮЛ;
  • ИП — выписка из ЕГРЮЛ;
  • самозанятые — паспорт (в одном файле нужно сделать прописку и фотографию) и свидетельство ИНН;
  • продавцы услуг — ИНН, ОГРН, копия паспорта генерального директора, протокол/решение о назначении генерального директора, копия устава (обязательно одним файлом и с отметкой о госрегистрации).

Переходим на вкладку «Документы компании». Также выбираем систему налогообложения, но эта опция доступна только для ИП, юридические лица вносят изменение через поддержку.

Осталось только загрузить платёжные данные. Вписываем ОГРНИП (1), расчётный счёт компании (2), БИК банка (3).

После этого остаётся только отправить документы на проверку. Этот процесс занимает примерно сутки. 

Возможные проблемы

  1. Не пришло письмо для подтверждения регистрации. Для начала проверяем папку «Спам». Если и там сообщения нет, обращаемся в поддержку. 

  2. Отказ. Обычно проблема в некорректных данных: к примеру, неправильно указали адрес или неверно заполнили какой-то другой пункт. Проверьте заполнение всех полей. При необходимости обратитесь в поддержку.

  3. Блокировка аккаунта. Если вы не знаете, почему это произошло, нужно урегулировать вопрос с представителем маркетплейса. 

Практически все проблемы с регистрацией решаются внимательным изучением анкеты и внесением правок. Учитывайте, что поддержка не всегда отвечает быстро, поэтому сначала лучше попробовать устранить недочёты самостоятельно.

Дальнейшая настройка

На регистрации и загрузке документов приключения не заканчиваются. Нужно сделать ещё несколько важных шагов.

Оферта

Прочитать и принять оферту. Без этого вы не сможете работать на платформе.

Выбор вида документооборота

ЭДО

Подключить электронный документооборот (ЭДО). Для работы с Ozon можно использовать «Контур.Диадок» или «Сфера.Курьер». Для этого потребуется зарегистрироваться в выбранной системе ЭДО, оплатить подходящий тариф и подключить её к кабинету селлера. Полная настройка этого этапа занимает до пяти дней.

Торг-12

Однако при желании можно обойтись без подключения ЭДО. Для этого воспользуйтесь товарной накладной ТОРГ-12. Найти её можно в кабинете селлера.

  1. Заходим в «Поставки» «Заявки на поставку».

  2. В строке нужной нам поставки нажимаем кнопку «Загрузить». Должен скачаться файл с шаблоном.

  3. Заполняем документ. Подписываем и сканируем. Полученный файл загружаем в личный кабинет через «Заявки на поставку».

Спустя некоторое время проверяем статус загрузки. Если видим ошибку, смотрим, в чём проблема, и устраняем её.

Карточки товаров

Загрузка товаров на площадку. Делать это можно одновременно с настройкой ЭДО.

Разделим процесс на этапы:

  1. заполнение основных характеристик,
  2. указание дополнительных характеристик,
  3. загрузка изображений,
  4. проверка карточки.

Можно сделать это в личном кабинете или через XLS-файл.

После загрузки товаров карточки уходят на модерацию. Длится она до трёх часов. Если есть ошибки, на соответствующих карточках вы увидите пометку «Не прошёл модерацию», при наведении курсора на которую появится причина.

Устраните недочёты. В случае их небольшого количества или загрузки карточек через кабинет можно устранить проблему на сайте. Когда ошибок много или изначально использовался XLS-файл, проще будет вносить правки через него.

Схема отгрузки товаров

Выбираем схему работы. Доступны три варианта:

Со склада Ozon — FBO

Со своего склада — FBS

Со своего склада — RFBS

Продажа происходит со склада селлера. Вы только организовываете доставку до места хранения. Дальше упаковка и отправка клиентам — задача Ozon.

Выбирается способ доставки: обычный или специальный.

Упаковка заказа производится вами в соответствии с требованиями площадки. Далее его передают в службу доставки или пункт приёма, или через курьера.

Подходит для ситуаций, когда у вас несколько складов. Можно настроить передачу в службу доставки товара из наиболее удобного места хранения.

Теперь магазин готов торговать на Ozon. 

Особенности работы для некоторых ниш

Если вы собираетесь продавать канцелярские товары, комиссия будет зависеть от конкретного продукта. Бóльшая часть канцтоваров попадает в категорию «Детские товары», и это даёт комфортную комиссию площадки — 5 %. Иногда категория не определяется, в этом случае сайт посчитает 9 %.

Учитывайте оплату доставки, возвратов. К примеру, за набор ручек стоимостью 250 рублей вы можете получить начисление от 158 до 181 рубля за единицу в зависимости от способа реализации.

Комментарий Ольги Батениной:

Обратите внимание, что стоимость логистики и комиссия — это два разных вида расходов. Комиссию вы платите площадке за услуги по реализации товаров, а логистику оплачиваете отдельно как услугу по доставке этих самых товаров. В случае если от товара отказываются, вы оплачиваете не только стоимость его доставки до клиента, но и возврат.

Если всё проанализировать, приходим к выводу, что канцелярскими принадлежностями гораздо выгоднее торговать со склада Ozon (FBO). В этом случае меньше затраты на обработку и доставку. В приведённом примере эта разница 22 рубля, но на партии из 100 штук получается экономия аж 2200 рублей.

Комментарий Ольги Батениной:

После получения первого заказа по системе FBS, а получить вы его можете сразу, едва загрузите остатки, это отразится в личном кабинете, вы нажимаете кнопку «Разрешить к отгрузке», и дальше будет назначена дата, когда товар нужно доставить в ранее выбранный пункт выдачи заказов. При этом дата отгрузки назначается площадкой и отгружаться нужно строго в указанный день.

Выводы

Преимуществом Ozon можно назвать доступ к аудитории, которая посещает этот маркетплейс. Тут есть хорошие возможности для продвижения и рекламы своей продукции. Это большой канал сбыта для людей, предпочитающих закупать канцтовары через Интернет, в том числе через Ozon.

Регистрация и настройка интуитивно понятны. В целом нет никаких сложностей, однако стоит помнить, что перепродажей могут заниматься только ИП и ООО. Для самозанятых и ИП на НПД такая возможность пока недоступна.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.