Формируем антикризисную стратегию, чтобы спасти малый бизнес
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
За пять шагов
Не эмоциональные решения, а чёткая бизнес-стратегия поможет предпринимателям сохранить своё дело в кризисные времена, сделать его неубыточным и эффективно оптимизировать издержки.
О пяти шагах для формирования таковой изданию rb.ru рассказал руководитель портфеля продуктов для малого бизнеса «МТС Твой бизнес» Алексей Самило. Рекомендуем взять его советы на заметку.
• Первый шаг
Действие
Опираясь на психологию ваших клиентов, определите, как ситуация повлияет на их поведение.
Пример
От товаров и сервисов для условного среднего класса (кофе с собой, такси и т. д.) люди, скорее всего, будут стремиться отказаться с целью сократить расходы в период неопределённости.
Совет
Чтобы понять, насколько стабильным будет спрос на вашу продукцию или услуги, ответьте развёрнуто на следующие вопросы:
-
Как на ваших клиентах отразится кризис?
-
Какие события влияют на них больше всего?
-
Чем они угрожают вашей целевой аудитории?
-
Какие потребности клиентов закрывают ваши продукты или услуги?
-
Насколько весомой будет экономия в случае отказа?
-
Насколько болезненным будет отказ?
-
На что в жизни клиентов он повлияет?
• Второй шаг
Действие
Спланируйте снижение переменных издержек. Лучше сконцентрироваться именно на них, так как способов повлиять здесь много и они менее болезненные.
Пример
В случае кофейни к постоянным издержкам можно отнести аренду, персонал со стопроцентным окладом и иные траты, не имеющие отношения к количеству проданных порций кофе. Переменные же относятся к ним напрямую — кофейные зёрна, стаканчики, персонал, выходящий на работу только при наплыве посетителей и др.
Совет
Ниже — три идеи того, что можно оптимизировать:
-
производство продукции, которая уходит в списание чаще всего (допустим, скоропортящаяся выпечка),
-
производство дорогостоящих «эксклюзивных» товарных позиций (авторский кофе, приготовленный из специальных ингредиентов),
-
активности, которые не влияют на продажи напрямую (имиджевые рекламные инструменты с низкой эффективностью).
• Третий шаг
Действие
Приоритизируйте ассортимент по рентабельности продаж.
Формула
рентабельность продаж = маржинальная прибыль с продаж (сколько из выручки остаётся после вычета переменных издержек) ÷ выручка с продаж (вся сумма денег, получаемых от продажи) ∙ 100 %
Советы
- Просчитайте все позиции ассортимента и сфокусируйтесь на верхних 20 % по рентабельности, нижние 20-50 % можно вывести из ассортимента, а оставшуюся середину — оптимизировать.
- При формировании бизнес-стратегии обращайте внимание именно на объём маржинальной прибыли с продаж, а не на выручку как таковую.
• Четвёртый шаг
Действие
Определите так называемый безопасный интервал — на сколько дней хватит ресурсов бизнеса для полноценного функционирования в условиях полного отсутствия доходов.
Формула
безопасный интервал = (запас денег + дебиторская задолженность) ÷ дневные денежные расходы
Пример № 1
Предположим, у компании есть 300 тыс. рублей, контрагенты должны вернуть (и точно это сделают!) ещё 100 тыс., дневные денежные расходы составляют 10 тыс. рублей => ликвидных активов хватит на 40 дней.
Совет
Далее показатель можно скорректировать на маржинальную прибыль в размере трети от «нормальной» и определить, какой период предприятие проработает при таком уровне доходов. Хороший сценарий, если оно сможет быть «в нуле».
Пример № 2
Чтобы скорректировать показатель, определите маржинальную прибыль от дневной выручки:
-
дневная выручка = 20 тыс. рублей
-
из них маржинальная прибыль = 10 тыс. рублей
-
потребность бизнеса в расходах за день = 10 тыс. рублей
-
=> бизнес находится «в нуле»
Что получится выяснить
-
Какой горизонт точки безубыточности нужно начать учитывать вместо привычного месяца (возможно, потребуется расчёт точки безубыточности каждую неделю, а то и день).
-
На какой сценарий развития бизнеса полагаться. Если ликвидных активов (денег, запасов) хватит на месяц, продумываем вариант полной заморозки. Если на полгода — используем модель работы «в ноль» или «в небольшой плюс», пережидая кризис. Если на год и более — рассматриваем варианты экспансии и дополнительных инвестиций, кооперации с игроками, у которых дела идут хуже.
• Пятый шаг
Действие
Поищите внешние источники поддержки.
Примеры
-
Работа с кредитными каникулами. Но при таком раскладе стоит подстраховаться и сохранить позитивный денежный поток, чтобы после окончания каникул суметь покрыть возобновившиеся платежи.
-
Получение субсидий и льгот от государства. Это могут быть как федеральные, так и региональные меры поддержки: следите за новостями и разбирайтесь в нюансах.
* * *
Сам себе антикризисный менеджер — это не так-то сложно! Структурируйте информацию, составив таблицы в Excel с данными по ассортименту, рентабельности продаж и маржинальной прибыли. Это поможет не только понять, что делать в текущей ситуации, но и оперативно реагировать на новые изменения. Удачи вашему бизнесу в эти непростые времена!
Материал подготовлен на основе публикации rb.ru
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›«Восьмая Канцференция „Канцклуба“»: люди
Товарные обзоры
Все обзоры ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›