Редакция «Сегмент.ру» очень трепетно относится к истории канцтоваров. Мы всегда радуемся, когда у нас появляются материалы, возможность приоткрыть завесу тайны и поделиться ею с нашими читателями. На этот раз к куратору отраслевого канцелярского музея Игорю Зайцеву удалось отыскать и приобрести уникальный экземпляр диафильма «История карандаша» 1954 года. Специалисты «Воскресенской карандашной фабрики» этот диафильм восстановили и оцифровали. Не будем вас томить, слово автору.
С конца прошлого века в советских школах в учебных и общеобразовательных целях использовали в основном кинофильмы. Но для школьников 50-60-х гг. привычнее были чёрно-белые диафильмы.
Фабрика «Диафильм» выпускала много продукции, чаще для домашнего просмотра — сказки и литературные произведения. Во многих семьях стояли диапроекторы, родители посвящали вечера просмотру с детьми чёрно-белых, а затем и цветных диафильмов, нередко со звуковым сопровождением на грампластинках.
Но выпускались и учебные диафильмы. К сожалению, их копий сохранилось мало, а диафильм, о котором пойдёт речь ниже, и вовсе был забыт на долгие десятилетия, поэтому рискну предположить, что здесь он в оцифрованном виде выложен впервые, во всяком случае, в открытом доступе. Правильно ли его называть учебным или, скорее, образовательным, просветительским — не знаю. Но то, что в СССР уделялось особое внимание расширению кругозора детей, рассказу об окружающем мире, профессиях, о различных производствах, которые выпускали привычные предметы, окружающие ребёнка в быту и в школе, подтверждает наш диафильм. Какие предметы наиболее знакомы и привычны для школьника? Конечно, это тетрадь и карандаш. Диафильм «История тетради» я выкладывал ранее, теперь же удалось приобрести для отраслевого канцелярского музея и «Историю карандаша».
Диафильм 1954 г., представленный вашему вниманию, отсканирован и отретуширован с помощью специалистов «Воскресенской карандашной фабрики» (ОП ООО «Панна»), всего — 48 кадров. Также сотрудники ВКФ дали комментарии к некоторым слайдам. К ряду слайдов — комментарии отраслевого канцелярского музея. Не менее интересны и сами авторы одноимённого рассказа, по которому составлен диафильм, но о них ниже.
Г. Юрмин. «Производство фабрики» (диафильм, 1954 г.). Москва, Центр, Старосадский пер., дом № 7.
Диафильм составлен по одноимённому рассказу М. Ильина и Е. Сегал.
Оформил С. Веледницкий.
Редактор Л. Гуревич.
История карандаша (диафильм, 1954 г.).
Здесь в небольшом разрешении для отображения в статье, а в разделе «Фото» в высоком — для скачивания.
Графитные школьные карандаши «Пионер» имели шестигранную форму, длина их корпуса составляла 178 мм, диаметр корпуса (по вписанной окружности) — 7,1 мм.
Немного статистики от Отраслевого канцелярского музея. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Центрального Комитета ВКП(б) «О школьных письменных принадлежностях» 1935 г., потребление на 1936 год было запланировано в размере 285 млн «графитных» и 135 млн «цветных мелковых» карандашей. В 1981 г. карандашей в древесной оболочке в СССР было изготовлено 1 075 млн штук, в 1985 г. — около 1 500 млн шт.
В СССР, как и сейчас, для изготовления оболочки карандашей использовали древесину кедра или липы. На изготовление карандашей ВКФ в 2021 году было потрачено 2 тысячи кубометров древесины. Если считать в домах, то это как минимум 30 больших двухэтажных коттеджей, т. е. целый посёлок!
На слайде — сибирский кедр. Сегодня отечественные фабрики используют в основном мелколистную липу, произрастающую в средней полосе Росси и в Приуралье. Липа идеальна для производства карандашей. Её выращивают на специальных делянках, и когда дерево достигает нужного возраста, его спиливают и отправляют на лесопилку.
Деревья путешествуют на огромных лесовозах — специальных машинах, предназначенных для перевозки леса.
Сплав по водным артериям — был самым дешёвым способом доставки древесины.
Сегодня всё труднее добраться до делянок с качественным лесом. Плечо доставки от делянки до пилорамы достигает 600 км.
На фабрике, в деревообрабатывающем цехе, спиленное дерево-кругляк превращается в тонкие карандашные дощечки. Не все дощечки одинаково хороши. На ВКФ дощечки сортируют. К этому производственному процессу на фабрике предъявляются жёсткие требования.
Графит должен быть особого сорта, а его мельчайший помол обеспечивает качественное письмо.
Но не бывает карандаша из одного только дерева. Необходим грифель. Для производства как графитного, так и цветного грифеля используется глина. Но непростая. Для каждого вида стержней нужна специальная глина.
Графитные школьные карандаши «Пионер» № 1 имели разную твёрдость: «Пионер» № 1 — 2М-3М, а «Пионер» № 2 — М-ТМ. По твёрдости стержней советские карандаши подразделяли на 15 степеней: мягкие (от 6М до М), твёрдо-мягкие (ТМ), средней твёрдости (СТ) и твёрдые (от Т до 7Т). Чем больше цифра, строящая рядом с буквой, тем мягче или твёрже стержень.
«Воскресенская карандашная фабрика» привозит липу с Урала. А для школьников фабрика выпускает карандаши серий: «Школьный» и «Простой», для черчения: «Проект», «Инженер», для рисования: «Эскиз» (графитные) и «Живопись» и «Лео» (цветные, акварельные, неоновые, металлик).
На фабрике при помощи специальных машин работники укладывают карандашную дощечку в колодцы, чтобы она проветривалась и правильно сохла.
Правильный режим сушки карандашной дощечки обеспечивает качество и внешний вид карандаша. На ВКФ дощечка сушится по специально разработанной инженерами технологии.
На дорожильных станках в дощечках нарезают специальные дорожки- желобки — это то место, где будет лежать карандашный грифель.
На ВКФ используют современные инновационные ножи, обеспечивающие качество и высокую скорость обработки.
В каждой дощечке одновременно появляется минимум 6 дорожек-желобков.
Чем качественнее жиры в стержне карандаша, тем мягче пишет карандаш.
Показателями, характеризующими качество карандашей, являлись пишущие свойства, форма поперечного сечения стержня, форма поперечного сечения карандаша, древесина оболочки. Пишущими свойствами карандашей являлись твёрдость, прочность на излом, интенсивность черты, скольжение, соответствие цвета, копирующая способность (для копировальных — сейчас не выпускаются).
Прочность стержня на излом. Этот показатель зависел от степени твёрдости стержня и его диаметра. Например, стержни твёрдостью 7Т, диаметром 1,6 мм имели прочность 400 г; диаметром 1,8 мм — 500 г; 2 мм — 670 г. Стержни твёрдостью 2М, диаметром 2,4 мм имели прочность 430 г; 2,5 мм — 500 г, 2,6 мм — 550 г и т. д. (из «Товароведения» 1962 г.).
Пишущие графитные стрежни должны быть прочно заклеены в оболочке, в них не допускаются примеси и включения, царапающие бумагу при письме, дробление внутри оболочки и выкрашивание частиц при письме, а также резкое снижение интенсивности черты в процессе письма.
Древесная оболочка карандаша должна быть без сучков, поверхность — твёрдой, шов — прочным.
Цвет оболочки цветных карандашей должен соответствовать цвету стержня.
В зависимости от цвета графита советские карандаши подразделяли на графитные (чернографитные), цветные, копировальные (в просторечье «химические», сейчас не производятся) и наборы карандашей. Форма карандашей была круглой, гранёной или овальной.
Корпус карандашей «Пионер» покрывался лаками красного, зелёного, тёмно-голубого, полисандрового цветов и бесцветными.
«Воскресенская карандашная фабрика» ещё молодая, до объёмов производства советского «Красина» ей предстоит пройти непростой путь, но если разложить карандаши ВКФ выпуска 2021 г., то площадь, занимаемая ими, будет равна площади государства Ватикан.
Сейчас такие наконечники для карандашей не используются.
Диафильм составлен по одноимённому рассказу М. Ильина. и Е. Сегал. Под литературным псевдонимом М. Ильин скрывается Илья Яковлевич Маршак — младший брат С. Я. Маршака. Илья Яковлевич Маршак (М. Ильин), (1895–1953).
Литературная версия диафильма — «История тетрадки», опубликованная в сборнике «Сумка школьника» вместе с «Историей карандаша», «Историей перочинного ножика» и «Историей пера и чернил». Всё это Илья Яковлевич написал в соавторстве со своей женой — известной детской писательницей Еленой Александровной Сегал (Маршак). Елена Александровна Сегал, (26.04.1905–20.11.1980).
Предполагаю, что книга, как и диафильм, не только «госзаказ», но в некотором роде и подвижничество талантливых людей по формированию у школьников представления об окружающем мире и повседневных вещах с лёгким и доступным для ребёнка погружением в технологический процесс. И, конечно, канцтовары здесь на первом месте, потому что они из «Сумки школьника».
На третьем по счёту слайде указана ещё одна фамилия — Г. Юрмин. Предположу, что он есть автор текста к диафильму, как и автор всего проекта. Его личность не менее интересна. Георгий Юрмин (1923–2007, настоящее имя — Юрий Альфредович Менакер) — русский детский писатель, до Великой Отечественной войны воспитывался в семье Ильи Яковлевича Маршака (М. Ильина). Окончил Заочный полиграфический институт. Автор многих рассказов и даже энциклопедий. Его перу принадлежит сборник 45 познавательных коротких рассказов об истории вещей «Про тетрадь и карту, карандаш и парту». Юрмин в соавторстве с А. Дитрих написал своеобразную энциклопедию для старших школьников «Почемучка. Детское справочное бюро» и весёлую энциклопедию в картинках для маленьких детей «Потомучка».
Отраслевой канцелярский музей при содействии дизайн-бюро ВКФ фактически дал вторую жизнь этому уникальному диафильму, созданному усилиями сразу нескольких талантливых авторов из одной литературной династии.
По большому счёту он не потерял актуальности и сегодня, когда идёт полноценный процесс восстановления отечественной карандашной промышленности и будет интересен не только историкам, исследователям, но и современным школьникам.
Игорь Михайлович Зайцев
Комментарии (0)
Правила ›