Канцелярские герои в истории. Жан-Пьер Алибер

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Непостроенная карандашная фабрика и сибирский графит Алибера

Создание производства в России всегда было делом трудным, а часто и неблагодарным. Только очень упрямые и волевые люди могли решиться на подобное предприятие, но и у них далеко не всегда получалось претворить первоначальные планы в жизнь. Но когда трудности останавливали таких людей?!

В истории мирового карандашного производства есть незаслуженно забытое имя — Жан-Пьер (в России — Иван Петрович) Алибер. Благодаря его усердию и несгибаемой воле к достижению поставленной цели в России в середине XIX в. могла появиться карандашная фабрика Алибера, выпускающая карандаши из сибирского графита. Могла. Но не появилась.

Ни государство, ни частный капитал в тот исторический период в силу экономических обстоятельств (неудачная Крымская война и изменение конъюнктуры на мировом рынке переработки графита), а также учитывая значительную удалённость и труднодоступность сырья, не были готовы к осуществлению в России столь масштабного проекта. И Жан-Пьер вместо строительства собственной фабрики вынужден был отдать плоды почти двух десятилетий тяжелого труда на развитие чужого, иностранного бренда, благодаря чему внёс существенный и неоценённый по достоинству ни тогда, ни теперь вклад в продвижение и распространение на дореволюционном российском рынке карандашей немецкой фирмы A.W. Faber, а также в целом в её развитие!

К слову, и в наши дни подобные истории не редкость. Но произошедшая более 150 лет назад удивительная история, связавшая воедино известные немецкие карандаши, Восточную Сибирь и огромный рынок сбыта Российской Империи, совершенно точно требуют отдельного и обстоятельного рассказа. Конечно, в интернете можно найти много небылиц и искажённых версий тех давних событий — их читать не стоит. За основу сегодняшней публикации мы взяли наиболее полное и правдивое, как нам представляется, изложение произошедшего, скрупулёзно собранное Андреевой И. П. и Безсудновой З. А. и опубликованное в журнале «Природа» в 2017 г., дополнив его другими, заслуживающими доверия источниками и экспонатами отраслевого канцелярского музея. Ниже выложен полный скан публикации из журнала «Природа» в формате PDF.

Француз Жан-Пьер Алибер приехал в Россию в поисках лучшей жизни в 1837 году семнадцатилетним юношей. Вёл торговлю мехами и галантерейными товарами в Санкт-Петербурге, Красноярске и Иркутске, пока в 1847 году не приобрёл права на месторождение графита на горе Ботогол в Саянах (недалеко от Иркутска). Жан-Пьер вложил немало собственных и кредитных средств в обустройство и разработку рудника. Он всё делал основательно: строил добротные дома для рабочих, ферму, проложил 6 км дороги, на строительство которой ушло 12 лет.

Качественный графит удалось добыть не сразу. Но результат превзошел все ожидания. В 1854 г. высококачественный графит был обнаружен в боковой горной выработке, названной Алибером Мариинской. Французский минеролог, директор горной школы А. Дюфренуа принял его за английский, месторождение которого к тому времени уже было истощено. А в 1856 году Императорская академия художеств выдала Алиберу свидетельство о высоком качестве графита, пригодного для всех видов рисования. Среди подписавших свидетельство значились: вице-президент Ф. П. Толстой, К. А. Тон, П. К. Клодт, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов.

Графитные копи Алибера в Саянских горах. Литография из журнала «Вокруг света», 1918 г.
Графитные копи Алибера в Саянских горах. Литография из журнала «Вокруг света», 1918 г.

Позднее, в 1867 году, журнал «Вокруг света» в 4-м номере напечатал воспоминания русского географа и натуралиста, член-корреспондента Петербургской академии наук Густава Ивановича Радде о посещении Мариинского рудника:

Графит находится здесь в жиле шириною в сажень, спускающейся почти отвесно в крупнокристаллический сиенит и гранит и в шахте глубже 80 футов, с каждым шагом дальше вниз становящейся шире и доброкачественнее. Этого рода графит считается лучшим. Большие сплошные массы бывают весьма различной доброты: они имеют, особенно вблизи сопровождающей их породы, раковинный излом и сильный перламутровый блеск, но в таких местах они весьма доброкачественны. Большие массы графита в главной жиле составляют много сотен тысяч пудов.

С постройкой собственной карандашной фабрики Алибер обманулся дважды. В 1851 г. он заключил договор с Ф. П. Занадворновым, по которому последний обязался поставить новое оборудование для рудника и построить карандашную фабрику, но своё обещание так и не исполнил. Графит из рудника Алибера к середине 50-х гг. XIX в. считался лучшим в мире. Но примерно в это же время разрабатывались месторождения в Баварии, Саксонии, Богемии, на Цейлоне. Их транспортная доступность была не в пример выше алиберовского рудника. К тому же, появились технологии, позволявшие перерабатывать низкосортный графит в качественный грифель. К 1856 г. Алибер окончательно понял, что самостоятельно свою мечту он осуществить не сможет и заключил контракт с Фабером, утверждённый российским правительством, о поставке графита в Германию.

Вот как описывал долгий путь из Сибири в Германию тот же Г. И. Радде («Вокруг света», 1867 г.):

Из пустынных сибирских гор сырой материал отправляется в Баварию. Но прежде, нежели нюрнбергские пилы завода Фабера разделят глыбу восточносибирского графита на куски, она должна быть провезена, по крайней мере, 7000 верст… Графит провозится только зимою, потому что летние пути ещё хуже. Проходит полгода прежде, нежели графит из сибирских гор явится в Нюрнберге!

По контракту доставку Алибер брал на себя, для чего он был вынужден всё более и более кредитоваться, по-прежнему испытывая финансовые трудности.

Нам неизвестны детали контракта с Фабером, но источники указывают на то, что он был максимально невыгодным для Алибера. Через несколько лет после возвращения в Европу, в начале 1860-х, Алибер обратился в суд по поводу невыполнения фирмой Фабера обязательств, взятых на себя при заключении контракта, который он выиграл и получил в итоге солидную денежную компенсацию, давшую возможность достойно прожить оставшиеся годы. Умер Жан-Пьер Алибер в 1905 г. Судя по всему, одним из невыполненных обязательств было обещание построить в Москве карандашную фабрику…

Тем не менее, в 1861 г. в Нюрнберге, на предприятии  A.W. Faber, была выпущена первая партия карандашей со специальной надписью на одной из граней: Graphite de Siberie de la mine Alibert. Вероятнее всего, существовала версия и на немецком языке. Не могла не существовать. Но в наш отраслевой музей попали два карандаша с надписью именно на русском: на одной грани — «Сибирский графит Алибер», на противоположной — «Мануфактура А. В. Фабер». Фото этих карандашей мы и приводим здесь, они и явились поводом к публикации данного материала. Любопытно, что на одном карандаше твёрдость обозначена как «5Н», а на другом — «ННННН». Именно так, с помощью нескольких букв, а не цифрой, до начала ХХ в. принято было обозначать твёрдость грифеля чёрного (графитного) карандаша.

Карандаш прекрасно пишет, а его твёрдость (в том числе и диаметр грифеля) соответствует заявленной.

В очерке «Карандаш и его история», опубликованном в 5-м номере журнала «Вокруг света» за 1917 г., есть примечательное наблюдение современника:

Широкую известность карандаши Фабера получили главным образом, потому, что Фабер выделывал карандаши из лучшего в мире графита из Саянских гор (в Иркутской губернии.

Доподлинно неизвестно, поставлялся ли графит из рудника Алибера к началу ХХ в. в Германию или в этих экземплярах графит уже цейлонский, а надпись «Сибирский графит Алибера» выполняет лишь маркетинговую функцию. Но совершенно точно, что именно эта надпись на русском языке (как и на русском — «Мануфактура А. В. Фабер») в значительной мере способствовала распространению и особенной популярности карандашей Фаберов на рынке России. На европейском рынке упоминание о сибирском графите (конечно, уже по-немецки и, разумеется, по-французски — на языке международного общения того времени) давала конкурентные преимущества перед другими фабриками.

Немецкая компания получила максимально возможные выгоды от сделки с Алибером, лишь планы Жана-Пьера по строительству в России собственной карандашной фабрики так и остались не осуществимой мечтой. Да и сибирский графит в отечественных карандашах появился значительно позже. Но это уже совсем другая история.

Зайцев Игорь Михайлович,

куратор отраслевого канцелярского музея

Источники

  1. Андреева И. П., Безсуднова З. А. «Сибирский графит Алибера». Природа, № 11, 2017 г. (файл PDF 1,4Mb).
  2. «Вокруг света», № 4, 1867 г.
  3. «Вокруг света», № 5, 1917 г.
  4. Коллекция отраслевого канцелярского музея.

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.