29.08.2022, 12:16
1743
0
Кризисы им не страшны: как и почему районные ТЦ выжили в эпоху перемен
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
И дело тут не в стратегических решениях
Три беды (с которыми районники смогли справиться)
- растущая популярность маркетплейсов,
- бегство международных брендов,
- постоянная угроза COVID-ограничений.
Какой он — типичный районный ТЦ
- небольшая площадь,
- непосредственная близость к жилой застройке,
- наличие постоянной аудитории покупателей,
- определённый состав арендаторов.
Площадь
Современный районный торговый центр предполагает следующие характеристики: продаваемая площадь не менее 3,5 тыс. кв. м, не более двух этажей, при этом первый обычно предназначен для супермаркета с дополнительным размещением зон розничной торговли, а второй — для розничных магазинов, зоны фудкорта и санузлов для посетителей. Предпочтительны остеклённые фасады и стеклянный вход.
Близость к жилой застройке и аудитория
По факту районные центры — это сервисные ТЦ, где ядро аудитории — жители 15-минутной зоны охвата, посещающие объект регулярно либо по пути, либо с целью закрытия ежедневных нужд.
Арендаторы
- супермаркет,
- аптека,
- зоомагазин,
- хозтовары или магазины фиксированных цен (типа Fix Price),
- салон связи,
- магазин электроники (иногда),
- магазин косметики,
- салон красоты,
- магазины одежды (типа Familia),
- магазин белья,
- ювелирный или бижутерия,
- пункты выдачи заказов,
- отделы с сопутствующими товарами (типа табака, чайной/кофейной лавки, пивного),
- небольшой фудкорт или зона еды (иногда),
- небольшая развлекательная зона (иногда).
Районники vs пандемия
В пандемию общепит в районниках работал на вынос, супермаркеты, аптеки и салоны сотовой связи не закрывались. Получается, они чувствовали себя лучше, чем крупные ТЦ, потому что хотя бы работал первый этаж и работала доставка.
В некоторые магазины вроде Familia в эпоху пандемии завезли товары, которые попали в категорию жизненно важных, и поэтому они оставались открытыми. То есть благодаря этому в районниках больше 80 % площадей оставались рабочими, и доход падал до 10 % в максимуме, поэтому они оказались более устойчивыми.
Районники vs e-commerce
Основной трафик районного ТЦ всегда формирует продуктовый супермаркет, который полностью заменить службами доставки гораздо сложнее, так как некоторые важные и актуальные товары типа алкоголя и сигарет не доставляются.
Районники vs санкции
В редких случаях районные ТЦ потеряли сейчас кофейни Starbucks или магазины L'Оccitane, но уровень вакансии остался прежним. Поэтому их и называют везучими.
Действительно, у нас всего 2 % площади занимали международные бренды — Starbucks и Bodyshop. Их закрытие не повлияло существенно на деятельность ТЦ. Мы их довольно легко заменили, потому что у нас нет избыточных площадей, это были небольшие форматы, хорошо востребованные рынком.
Наблюдается перетекание части объёмов транзакций из крупных ТРЦ в локальные объекты внутри районов города. Мы прогнозируем стагнацию показателей в удалённых от плотной городской застройки моллах и медленный рост транзакций в районах.
Их число будет только расти
С точки зрения инвестиционной привлекательности можно сказать, что сейчас однозначно лидируют малые объекты. Необычность кризиса, санкций, абсолютная неизвестность с выходом новых брендов на российский рынок и уходом предыдущих делают вложения в крупные объекты слишком рисковыми. В то же время районные ТЦ небольшого формата, особенно в новых жилых районах, — эта та необходимость, без которой не может существовать современная городская инфраструктура.
Доходность (или товарооборот) с квадратного метра в районном ТЦ может в каких-то случаях быть выше, так как в крупных ТЦ доля якорных операторов может достигать 50 % и, соответственно, средняя ставка размывается. В районниках же небольшая доля крупных «якорей», при этом достаточное количество маленьких помещений, которые поддерживают среднюю ставку по всему объекту на достаточно высоком уровне.
Немного дёгтя — о рисках
- угроза потери «якоря», которая может оказаться фатальной (речь, в частности, о продуктовом сегменте);
- на районные торговые центры могут повлиять проблемы компаний-импортёров, которые являются основными арендаторами таких проектов;
- в некризисное время трафик у районников могут забирать крупные моллы, дающие больше возможностей выбора покупателям, особенно в пиковые сезоны (новый учебный год, новогодние праздники, смена сезонов и так далее);
- растущая конкуренция со стрит-ретейлом, который в каждом новом жилом проекте становится всё лучше и лучше (возможно, в местах со старой застройкой районные ТЦ будут более востребованы).
Теги:
#торговые центры, #тц, #районные торговые центры, #районные тц, #районники, #аренда, #ретейл, #торговля, #розница
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›«Восьмая Канцференция „Канцклуба“»: люди
31 июл
939
Товарные обзоры
Все обзоры ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
01 окт
503
Комментарии (0)
Правила ›