Ретейл vs маркетплейсы: как традиционная розница пытается бороться с МП

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

И почему у неё, скорее всего, мало что получится

Представители традиционной розницы просят власти внести изменения в законопроект о платформенной экономике, пишет . В ретейле считают, что маркетплейсы должны раскрывать алгоритмы ценообразования, ограничить число пунктов выдачи заказов в регионах, а также перестать приоритизировать собственные торговые марки. 

Письма с такими предложениями председателю правительства Михаилу Мишустину и замруководителя администрации президента Максиму Орешкину направили крупнейшие отраслевые объединения: 

  • Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), 
  • Ассоциация анимационного кино, 
  • Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), 
  • Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд», Ассоциация прямых продаж. 

Что содержит законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации»

Проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации», над которым работает Минэкономразвития РФ, должен урегулировать отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ и их партнёрами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Документ призван ввести цифровые платформы как новый вид экономического агента в правовое поле, распределить ответственность, а также отрегулировать вопросы занятости, отделив сотрудников платформ (которым нужны трудовые гарантии) от партнёров, несущих предпринимательские риски.

Платформы будут обязаны раскрывать обязательные условия в договоре, например, основания и порядок применения штрафов или порядок включения в программы скидок. Сейчас интернет-площадки часто меняют договоры оказания услуг и не уведомляют об этом продавцов, а также штрафуют и блокируют партнеров без предварительных уведомлений.

Первое публичное обсуждение законопроекта прошло в начале декабря. Тогда мнения участников дискуссии разделились. Эксперты считают, что основная задача законопроекта — сбалансировать в работе новых экономических агентов интересы рынка и государства, внушительную часть вопросов оставив на саморегулирование. Минпромторг же делает акцент на «кадровой составляющей» вопроса. 

«Сегмент.ру» подробно освещал развитие событий:

В чём суть претензий традиционной розницы

Основные претензии, направленные в указанных письмах, касаются разных сторон деятельности электронных торговых площадок. В частности, речь идёт: 

  • о дискриминации участников традиционной розницы, продавцов и покупателей со стороны маркетплейсов; 
  • что эти площадки отдают приоритет продвижению собственных торговых марок, необоснованно завышают цены и штрафы; 
  • МП способствуют распространению контрафакта, нарушению прав на интеллектуальную собственность в карточках товаров, дробление и др.

Авторы письма предлагают заставить маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования, ввести понятие дискриминации партнёров и покупателей и запретить приоритизацию товаров собственных торговых марок при формировании цены или выдаче товаров на странице сайта. Предлагается также обязать передавать в налоговую данные, содержащие признаки дробления, и установить ответственность за нарушение этого требования.

Прекратить дискриминацию продавцов и покупателей

В своём письме ассоциации утверждают, что сейчас на рынке распространены практики дискриминации продавцов и покупателей товаров и услуг, которые влекут за собой риски недополучения прибыли обычными продавцами и необоснованные сверхприбыли для маркетплейсов. В качестве примера приводятся товары принадлежащих Wildberries брендов Razz, Norfield и др.

Проект должен быть более чётко сфокусирован, чтобы учесть интересы всех участников рынка, считает председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию цифровой экономики и глава АПКИТ Николай Комлев. Он считает, что под действие закона не должны попасть магазины приложений, соцсети и площадки, распространяющие исключительно товары и услуги собственных брендов. 

Тем самым будут однозначно выделены объекты регулирования, а небольшие платформы и соцсети как не оказывающие существенного влияния на рынки сохранят конкурентоспособность и потенциал для развития.
Николай Комлев, председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию цифровой экономики и глава АПКИТ 

В письме в качестве критериев попадания под действие нового регулирования предлагается рассматривать аудиторные и рыночные показатели платформ, например, чтобы число сделок и количество пользователей в сутки превышало 100 тыс.

Ввести дополнительную маркировку карточек товаров

Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов объясняет, что дополнительная маркировка карточек товаров обусловлена проблемой недобросовестных продавцов: из-за накрученных отзывов и оценок потребителям на МП крайне сложно отделить качественный товар от некачественного. 

Кроме того, принцип ранжирования товаров по цене, действующий на маркетплейсах, не даёт определить, является ли продавец официальным представителем бренда или нет, есть ли у него необходимые лицензии и разрешения, товар импортный или отечественный.

Установить минимальную площадь пункта выдачи заказов 

Ассоциации предлагают установить минимальную площадь пункта выдачи заказов в 25 кв. м, наделить региональные власти полномочиями устанавливать максимальное число таких точек в регионе. 

Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов, это отвечало бы сложившейся практике в других отраслях. Например, закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности» предусматривает ограничения для покупки и аренды дополнительных площадей для продовольственных розничных сетей. 

Равномерное развитие традиционных сетей и пунктов выдачи заказов маркетплейсов обеспечит оптимальное соотношение их точек, что сохранит уровень конкуренции и обеспечит баланс интересов.
Антон Гуськов, директор по связям с общественностью РАТЭК 

Что об этом думают торговые интернет-площадки 

В Ассоциации цифровых платформ (АЦП, включает Avito, Wildberries, Ozon, «Купер» и «Яндекс») настаивают, что модель регулирования традиционной торговли не должна применяться к цифровым площадкам, а законопроект, предлагаемый Минэком, уже учитывает специфику их регулирования. 

Указанные ассоциациями предложения избыточны и уже были отклонены регуляторами в ранее обсуждаемых законопроектах. Многие меры уже реализованы на практике. Например, .

В пресс-службе Wildberries также указывают, что . Кроме того, законопроект о платформенной экономике уже обязывает платформы установить все виды мер ответственности, а также процедуру их применения и оспаривания. 

Что касается ввода ограничения числа пунктов выдачи заказов в регионе, он с большой долей вероятности приведёт к стагнации предпринимательства в стране и снижению уровня доступности товаров для россиян и росту цен, уверены представители МП. В Ассоциации цифровых платформ считают, что введение новых мер регулирования должно стимулировать дальнейшее развитие участников рынка, а не девальвировать уже достигнутые результаты. 

Регулирование работы маркетплейсов, пожалуй, самая горячая тема в сфере розничной торговли последние несколько лет. И пока возмущённый ретейл пытается хоть как-то сохранить свой и без того трещащий по швам рентабельности бизнес, электронные торговые площадки продолжают изо всех сил лоббировать свои интересы, по пути отстреливаясь незначительными уступками. Да, изменения будут, но насколько они повлияют на ситуацию в общем и целом, пока большой вопрос.

Фото на превью: .


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.