30 июня 2023 года Алексей Ким, серийный предприниматель из Санкт-Петербурга, владелец сети канцелярских магазинов «Графит», завёл канал в «Телеграме». Он прошёл длинный путь: был продавцом, товароведом, управляющим магазином, управляющим сети магазинов. На своём канале Алексей рассказывает истории из жизни и делится опытом открытия, ведения и закрытия бизнеса, в основном розничного. В свою очередь мы показываем его истории вам, нашим читателям. Итак, слово автору!
Многие задумываются об открытии своего магазина. К сожалению, зачастую решения принимают на основе очень странных данных и спорной логики, а главное, практически без тестирования. Ну и, разумеется, без опыта и знаний. Более того, не консультируются со знающими. Или консультируются на поздней стадии, когда уже все вложения сделаны. Типа фото уже поставленного оборудования и вопрос «как тебе?».
Не надо так. Отличный принцип — семь раз отмерь, один отрежь. И начинай с малого.
Все совпадения случайны
Человек решил открыть магазин пива. Логика открытия: рядом нет магазина с хорошим пивом. И как-то в пивном магазине услышал от продавца выручку 50 тыс. за день.
Первый бизнес — надо сделать всё красиво. Берёт кредит под залог квартиры 3 млн. Делает ремонт помещения, заказывает красивые прилавки, вешает дорогую вывеску. Закупает разные сорта хорошего пива. Нанимает продавцов. Покупает им форму. И ещё тысячи мелочей продумывает и делает «как надо».
Надувает шарики. И... в день открытия получает мизерную выручку. И на второй день тоже. И на третий. Работает так месяц. Выручки не хватает рассчитаться с продавцами. На аренду предусмотрительный предприниматель отложил на второй месяц. Первый и последний оплатил при подписании договора.
Что делать? Пиво портится. Поставщики требуют оплату. Денег осталось совсем немного. Увольняет продавцов. Сам встаёт за прилавок, жена помогает.
По вечерам разносит листовки по соседним домам. На парковках под дворники автомобилей подкладывает листовки. Выручка немного подросла. Но до ожидаемых расчётов в 40-50 тыс. очень далеко. По кредиту надо платить. За товар тоже. Появляются непредвиденные расходы. И аренду платить уже скоро.
Семейный мозговой штурм. Берёт ещё один кредит. Потребительский. Закрывает дыры. Усиливает рекламную компанию: дочь раздаёт листовки, пишет на асфальте стрелочки. Выручка стагнирует. В особо жаркие или предпраздничные дни бывают рекорды, но этого мало. А ведь надо ещё и жить на что-то, и кредиты платить.
Пока стоял за прилавком, выяснилось, что район довольно бедный и дорогое пиво не берут. Те, кто побогаче, покупают на въезде в район в раскрученном магазине. Там всегда свежее. А у нашего героя нет такого оборота, чтоб держать свежее. В итоге даже те, кто приходит попробовать, тихо и без скандала голосуют ногами...
Ещё какое-то время борьбы, но окончание летнего сезона, а также открывшийся неподалёку дешёвый алкогольный магазин забивают последний гвоздь в крышку первого бизнеса.
Магазин закрыт, дорогое красивое оборудование свезено в гараж и будет продано за пятую часть стоимости, ремонт достался собственнику помещения, остатки пива выпиты, ещё и долги поставщикам остались.
Сделан вывод, что бизнес не его. Ну там и астролог или таролог сказала, что в этом возрасте и в это время ему не надо открывать бизнес.
Вот такая печальная история.
1. Больше времени и сил потратить на изучение рынка и спроса. Если нет точек пива, может, это неспроста.
2. Проверить свою гипотезу наиболее быстрым и дешёвым способом. Ну хоть лоток открыть в пятницу и посмотреть. Либо раздать те же листовки и посмотреть, кто придёт. Раздать тем, кто придёт, бесплатно пиво в обмен на контакт и сказать, что скоро открытие рядом.
3. Не открывать дорогой магазин и делать ремонт, открыть что-то попроще для начала. Без ремонта. Сделать так называемый минимальный рабочий прототип. Все расходы минимизировать.
4. Посоветоваться со знающими людьми. Посмотреть, сколько чеков у похожих магазинов. Или даже у просто соседних.
5. Лучше считать бизнес-план, оставить деньги на непредвиденные расходы — на то, что выручка будет долго и медленно расти, а аренду надо платить. Реально запас прочности должен быть от полугода.
6. Если понял, что ошибся, не надо тянуть и брать ещё кредиты в ожидании чуда. Желательно ещё до открытия понимать, что будешь делать, если не пойдёт. И это не должно быть банкротство. В идеале нужно иметь возможность сделать несколько ошибок и не разориться.
Например, у «Вкусвилла» на этапе стартапа взлетела, если мне не изменяет память, третья «избёнка»…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии (0)
Правила ›