ФРАНШИЗА
от российского производителя

Антон Мальцев. «Код канцелярщика»

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Интервью с участниками отрасли в поисках общих черт и различий

Подводка редактора Романа Белопухова

Канцелярская отрасль сравнительно небольшая. Но, как и любая другая, она наполнена своими звёздами и героями, гениями и пионерами, титанами и даже демиургами. А уж сколько их ещё скрывается в тени — не счесть. В материалах интервью под рубрикой «Код канцелярщика» я попытаюсь выяснить, почему мои герои выбрали именно эту отрасль и верны ей спустя много лет. Я разберу их на молекулы, чтобы отыскать тот самый канцелярский код и постичь его суть, ну или хотя бы попытаться это сделать.

Погнали!

Ну что, пути канцелярские неисповедимы, и как мы оказались здесь — в этой точке времени и пространства в таком состоянии — тайна. А вот выяснить, с чего всё началось, откуда пошло, нам вполне по силам.

Сегодня у меня в гостях Антон Мальцев, предприниматель из Мурома, владелец сети канцелярских магазинов и магазинов игрушек. Мы уже делали с ним совместные материалы, ссылки на них прикреплю в конце интервью.

—  Давай от общего к частному. Итак, Антон, скажи, что для тебя канцелярка? Просто товар, продукция или нечто большее, как, например, для меня воплощение человеческого гения или полёт мысли?

— Мне далеко до твоего романтизма. Поначалу для меня это были простые и понятные товары, которые нужны школьникам. Со временем я понял, что это простые и понятные товары, которые нужны не только школьникам, а практически всем людям. А ещё средний чек на них весьма низкий, как и требования со стороны массового покупателя, поэтому совершать сделки и играть с наценкой легче, чем во многих других сферах.

Но что-то из области души тоже присутствует. Я бы не смог продавать алкоголь, сигареты и прочие прелести для раскрашивания серых будней. А канцелярка — это, на мой взгляд, бесспорно, полезные товары.

Поэтому, скорее, это всё-таки просто товар, но подходящий под мою картину мира.

— А теперь предлагаю окунуться в прошлое и вспомнить, есть ли канцтовар, навсегда отложившийся в памяти и дорогой твоему сердцу, без привязки к периоду жизни, о котором с теплотой вспоминаешь сквозь годы? А может, он и сейчас с тобой? Может, он и был отправной точкой, с которой всё началось?

— Наверное, сюда можно отнести только ручку Parker, которую мне подарила супруга (тогда ещё не супруга). Я помню, что пользовался ею несколько лет, а чернила всё не заканчивались! То ли я так мало писал, то ли стержни были полнее, небо голубее, а трава зеленее. Ручку, к сожалению, давно где-то потерял, да и раньше я не считал важным хранить вещи из прошлого, к этому пришёл намного позже.

— А есть любимый канцтовар или группа товаров? Причём я спрашиваю и о том, чем любишь пользоваться в повседневной жизни, и о том, что больше всего нравится продавать.

— Прямыми продажами я не занимаюсь. Больше всего в пишущих, то есть письменных (простите, Игорь Михайлович) [обращение к Игорю Зайцеву, директору отраслевого канцелярского музея — прим. ред.] принадлежностях мне нравятся аналитика и ценообразование. Любим искать хорошие позиции по соотношению цены и качества, продвигать их и любоваться результатами.

А в повседневной жизни я пользуюсь ноутбуком, телефоном и велосипедом.

— Назови, на твой взгляд, самый важный канцтовар в истории человечества. И почему это так?

— Я слишком маленький человек для таких глобальных вопросов. Пусть это будет любой письменный предмет — например карандаш, с помощью которого стало возможным зафиксировать свои мысли на бумаге. Или же бумага, на которой получилось зафиксировать свои мысли с помощью карандаша.

— Как считаешь, канцелярка ещё долго будет в ходу и не покинет столов и сумок пользователей?

— Канцелярка — очень широкое понятие. Многие поставщики, аналитические агентства и прочие до сих пор не могут определиться, что же включать в эту огромную группу. Какие-то из этих товаров будут постепенно вымирать, какие-то останутся, а может, даже появится что-то новое.

Много слышу о том, что цифровизация убьёт бумажный бизнес и всё, что связано с хранением и транспортировкой документов. Я думаю, если это и произойдёт, то ещё очень нескоро.

— А теперь давай поговорим о деле. Антон, расскажи, пожалуйста, как ты пришёл к тому, что решил заниматься канцелярским бизнесом? Когда это было, где и что послужило толчком?

— Было это в 2010 году, мы с партнёром тогда занимались автомобильными шинами. Но вот в спальном микрорайоне города построили небольшой ТЦ — вокруг много домов, рядом школа, и партнёр предложил открыть там отдел с канцтоварами. Так всё и началось.

Второй небольшой магазинчик открыли через три года уже ближе к центру города, а вскоре решили, что каждый будет заниматься своим делом, и я, покинув шинный бизнес, сосредоточился на канцелярке.

—  А почему выбрал канцелярскую отрасль, именно канцтовары? Почему из всех групп товаров народного потребления выбор пал на них? Ведь есть множество соседствующей продукции: бытовая химия, хозтовары, расходка для оргтехники, одежда, игрушки… И тем не менее — почему?

— Канцелярка — это простые, понятные и нужные всем товары, при этом с посильной стоимостью входа. Тогда конкуренция в этой сфере была достаточно низкой, разница в ценах между магазинами укладывалась в несколько рублей, за ручкой или тетрадью никто не ездил на другой конец города. Другие товарные группы на тот момент нам казались более сложными и дорогими.

— Почему решил открыться под вывеской франшизы «КанцПарк», а не под собственной со своим индивидуальным названием?

— Вообще, первые два прилавочных магазина были под своим названием, но мы работали с «Рельеф-Центром» с первого дня, сотрудничество нам нравилось, поэтому развиваться вместе казалось логичным шагом. Так случилось, что соседнее от нашей торговой точки помещение освободилось, там была достаточная площадь для открытия полноценного магазина самообслуживания, и мы решили попробовать сделать «КанцПарк» с «Рельефом». А дальше открывали «КанцПарки», потому что так было проще и удобнее.

— Было ли некое судьбоносное событие, которое определило и закрепило дальнейшее движение по канцелярской эволюционной цепочке, после которого ты чётко понял: здесь моё место?

— Я думаю, судьбоносным можно назвать не событие, а период с 2016 по 2017 год, когда мы были в очень сложной финансовой ситуации, но всё-таки решили не закрывать наш первый и самый большой «КанцПарк», а развивать его. Несмотря на убытки, видели положительную динамику и через определённое время дождались желаемых результатов.

— И как после этого развивались события? Как сейчас дела?

— События после этого развивались наилучшим образом: мы разделались со всеми долгами поставщикам, потом на несколько лет привлекали заёмные средства, открывали новые магазины и на сегодняшний день достаточно крепко стоим на своих ногах и со своими, а не с кредитными деньгами.

— Теперь, спустя годы, не жалеешь о сделанном выборе?

— Нет конечно. Пожалуй, вообще ни о чём не жалею из того, что связано с предпринимательской деятельностью. Все ошибки были некритичными и зачтены в копилку бесценного опыта.

— А сейчас, на этом временном отрезке, задумывался о том, чтобы соскочить, покинуть корабль и уйти из отрасли?

— Уйти из нашей отрасли практически невозможно, потому что сегодня, если ты занимаешься торговлей, значит, и канцтовары в твоём ассортименте наверняка есть. Тут, скорее, в нашу отрасль пришли все — от «Пятёрочек» до аптек.

В то же время, конечно же, мы скорректировали наш ассортимент и нас нельзя назвать канцелярщиками в чистом виде: у нас есть игрушки, товары для творчества и рукоделия, бытовая химия, сладости и много всего другого. Мы трансформировались, но в отрасли остались.

— Скажи, канцтовары — твоя единственная любовь? Или ты перестраховался, диверсифицировал бизнес и занимаешься чем-то ещё, помимо них?

— Моя любовь — это семья и природа.

Диверсификация есть давно: первый магазин игрушек у нас появился ещё до «КанцПарка». В прошлом году мы приобрели небольшой сувенирный бизнес, на который у меня большие надежды. Кроме того, как многие знают, я начал осваивать новые территории, и в этом году мы попробуем работать в Европе. Там, как мне видится, хорошие перспективы у товаров для хобби, творчества и рукоделия: люди уделяют этому много времени, платёжеспособный спрос имеется. Будем двигаться в этом направлении, через время расскажу о том, что получилось, если спросишь.

— Непременно спрошу, мы же уже забились об этом. Понимаю, что следующий вопрос больше мечтательный — из разряда «что, если…». Вот если бы не канцтовары, то чем бы другим занимался? Речь о работе, конечно, без привязки к финансовой стороне вопроса, чисто для души.

— Если из серьёзных вещей, которые делают мир лучше, то я занимался бы решением проблем животных: создавал приюты, ветеринарные клиники, старался бы улучшить жизнь братьев наших меньших, ведь они, в отличие от людей, самостоятельно со своими трудностями справиться не способны. Возможно, когда-нибудь приду к этому.

И ещё мне было бы интересно заняться умным благоустройством городской (и не только городской) инфраструктуры в России. Путешествуя по Европе, я давно заметил много достаточно очевидных решений, которые делают жизнь удобнее, комфортнее и безопаснее. Вероятно, в российских мегаполисах что-то подобное уже внедряется, но в таких городах, как Муром, в этом направлении раздолье.

— И тут прекрасный повод продолжить тему и спросить: а что для тебя работа в целом?

— Для меня работа — это возможность воплощать свои идеи в жизнь, получать конкретные результаты, анализируя которые, радоваться или печалиться, делать выводы и отправляться реализовывать уже новые идеи.

Если сказать более пафосно, работа позволяет делать мир лучше. Вот есть у меня определённое видение какого-то вопроса, оно представляется мне правильным, — через работу я могу донести его до остальных, оказать влияние на окружающих в хорошем смысле.

Например, в первые годы деятельности у меня зрела идея, что в наших магазинах людям должно быть интересно и комфортно, поэтому мы старались привить «ген доброжелательности» всем сотрудникам. Сейчас, глядя сверху (или сбоку) на рабочий процесс, я понимаю, что в целом всё удалось: покупатель, заходя к нам после какого-нибудь условного соседнего «Дикси», где его обматерили, увидит милые улыбки наших девчонок-консультантов, почувствует уважительное к себе отношение и снова вспомнит, что мир вокруг не так уж и плох.

Многие работники очень прониклись этой темой. Они понимают, как важно нести в мир добро, свет, и пошли дальше — снимают и выкладывают в соцсети видеоролики для поднятия настроения подписчиков. То есть теперь уже они распространяют своё влияние за пределы стационарной торговой точки.

Уверен, это полезное дело, и думаю, что именно я был основоположником такой атмосферы в своих магазинах. Выходит, это результат моей работы, и он меня радует.

— А это подвезли рубрику «Канцелярщики тоже люди» на манер названия моего канала в «Телеграме». У тебя есть хобби? И если есть, то какое оно? Чем занимаешься в свободное от работы время для души?

— Сейчас я втягиваюсь в новую жизнь на новом месте, появилось и новое хобби: вокруг все просто поголовно занимаются каким-нибудь спортом, пройти мимо этого веяния невозможно, меня увлёк велосипед.

Я и раньше любил покататься, но ограничениями были отсутствие инфраструктуры и невероятные расстояния между интересующими пунктами. А теперь тот факт, что в Словении комфортно ездить на велосипеде можно практически по всей стране и примерно 350 дней в году, вызывает у меня полный восторг. Пока я успел добраться на нём до пары ближайших городов и подняться на 500-метровый холм, но в планах уже покупка другого — более серьёзного — велика и многодневные маршруты по Словении, Австрии и Италии.

Вообще, жизнь в Словении, где очень многое относительно близко, мотивирует это самое «очень многое» непременно посещать. Но, конечно, мы путешествуем и в более дальние локации на машине: в феврале ездили в Помпеи, чтобы подняться на Везувий, в марте — в Будапешт на концерт «Сплина», в апреле — в Вену. Путешествия меня очень заряжают, и я рад, что здесь так легко и быстро можно добраться до огромного количества интересных мест.

— Мне кажется, со временем любое дело, пусть даже любимое, превращается в рутину. Может, знаешь способ, как сохранить к нему заинтересованность, огонёк, влюблённость? Или такова жизнь и ничего с этим не поделать?

— Нет, я не знаю способа. Думаю, внутри одного дела на разных этапах можно заниматься разным функционалом, но вряд ли это универсальный рецепт и вряд ли этого достаточно, чтобы сохранить заинтересованность навсегда.

— В начале нашего разговора я задавал похожий вопрос, но сейчас речь о другом. Как считаешь, почему люди переходят из компании в компанию, меняют должности и функционал, закрывают одну фирму, отрывают другую, но стараются остаться внутри канцелярской отрасли? Это любовь или прагматичный расчёт?

— На мой взгляд, если это и любовь, то не более чем в 1 % случаев. Для остальных это та самая всеми любимая стабильность — привычная, понятная деятельность, база клиентов, с которыми можно работать и в новой компании.

— Что посоветуешь молодым канцелярщикам, решившим встать на канцелярский путь и пополнить наши ряды?

— Посоветую им смотреть на отрасль и товар твоими глазами, а не моими. В твоих чувствуется неприкрытая любовь к канцелярке, с таким подходом молодым в нашей сфере будет если и не прибыльно, то хотя бы тепло на душе.

А вообще, я желаю всем не пасовать перед трудностями, не сдаваться, добиваться успехов. Чем больше успешных людей, тем лучше жизнь вокруг.

— Антон, большое спасибо за уделённое время. Было очень круто! Не прощаюсь и надеюсь на продолжение! А читателям скажу как обычно — не переключайтесь!

Обещанные ссылки на другие материалы с Антоном Мальцевым

Канцелярские герои. Антон Мальцев: «Мой главный принцип — честность»

Антон Мальцев. Кое-что о «КанцПарке»

Фото: Личный архив Антона Мальцева

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.