ФРАНШИЗА
от российского производителя

Если в августе нас опять посадят на карантин, то, конечно, сильно пострадает офисный и школьный сегмент

Автор новости / ньюсмейкер CENTRUM

Портал Segment.ru продолжает цикл экспертных интервью о том, как отрасль выживает в сложнейший мировой кризис и какими болезнями вездесущий коронавирус заставляет болеть канцелярский бизнес. Сегодня прояснить ситуацию помогает эксперт компании «Центрум», которая вот уже более 15 лет представляет на российском рынке товары для школы, офиса и детского творчества от известного бренда Centrum Europa.

Как оказалось, слухи о катастрофическом положении в отрасли и шоковом состоянии ее менеджмента сильно преувеличены. Пример деловой активности компании, которая не пасует перед трудностями и работает с оптимистическим задором в интервью с бренд-менеджером Мариной Поликарповой.

- Марина, как ваша компания жила в эти месяцы самоизоляции?

- Я думаю, ситуация была у всех примерно одинаковая...  

- Ситуация снаружи, да, одинаковая, а внутри, наверное, каждая испытала свой индивидуальный шок.

- Наша компания жила хорошо, можно сказать, даже весело (смеется). Часть сотрудников прочувствовала прелести работы на удаленке, когда одной рукой варишь суп, второй набираешь текст на клавиатуре, а третьей…

- Такая бывает?

- Да, когда надо вырастает, например, когда надо отправить детскую домашку на школьный портал. Ответственные родители меня поймут.

- То есть, у вас все работали по домам?

- Нет, конечно. Часть сотрудников - сменные дежурные - самоотверженно сражались в офисе, чтобы сохранить наше место под солнцем в период кризиса и отправляли в рабочий чат героические селфи в масках. Конечно, во время карантина у нас не было отгрузок в закрытые канцелярские магазины, но активно осуществлялись уже запланированные ранее проекты с федеральными сетями. Этот год у нас весь шел в режиме аврала. Еще до пандемии мы взяли крупный заказ сети со сроками поставки «впритык». В январе случился вирус в Китае, что задержало поставки недели на 2-3, потом карантин в России. Чудом, но мы успели. Как говорится, «делайте невозможное», чтобы добиться чего-то. То, что возможно, умеют делать все.

- Зарубежные поставки, наверное, у вас сократились?  

- Все запланированные до вируса поставки состоялись. Снижения потребности сейчас тоже не видим, продолжаем размещать заказы в обычном режиме.

- А прайс изменился? Быть может какие-то Ваши товары стали пользоваться особым вниманием и спросом? 

- Я не могу сказать, что пандемия сильно повлияла на структуру спроса и цены. Как и последние года два, мы видим смещение интереса с обычной канцелярии в сторону «интересных» товаров (они у нас идут в категории Fancy, всякие смешные ручки, ластики, переливающиеся блокноты, пеналы и рюкзаки из необычных материалов) -- эта тенденция сохраняется. Раньше они стоили дорого, но теперь их цена позволяет и в сети отгружать.

- А выручка упала, по сравнению с прошлым годом в этот сезон?

- И выручка не упала, благодаря заказам от сетей. В дальнейшем мы планируем продолжать с ними активную работу. Наибольшие отгрузки у нас идут в Магнит и Пятерку. А так, стараемся работать со всеми.

- И всё-таки многие эксперты прогнозируют спад всего – и производства, и объемов продаж… Кто-то говорит о спаде на 60%, апеллируя к закрытым магазинам. Скажите, по Вашим оптимистическим прогнозам, насколько может упасть рынок канцтоваров в вашем сегменте?

- Все зависит от дальнейшего развития ситуации. Падение в 30% считаю вполне возможным, 60 % - в отдельных магазинах, но вряд ли по отрасли в целом. Все зависит от силы и продолжительности второй волны эпидемии, а также от того, как будет реагировать наше государство, какие цифры по заражениям нам будут озвучивать. Сейчас надо проголосовать, потом дать детям сдать ЕГЭ. То есть, до 2 половины августа второй волны скорее всего не будет. Если потом нас опять посадят на карантин, то конечно сильно пострадает офисный и школьный сегмент.

- Пришлось ли сокращать персонал? Обычно в такое время фирмы «сбрасывают балласт»…

- Не пришлось. Нас и так немного, и поэтому неэффективных сотрудников держать не можем себе позволить.

- Вы рассказали, как приходилось работать на удаленке... А много работников сидело по домам?

- Более половины сотрудников работали онлайн.

- Сложности в коммуникациях были?

- Да, конечно, удаленно контролировать эффективность труднее. Например, не так просто правильно оценить, сколько действительно времени требуется сотруднику для выполнения конкретной работы. И домашняя офисная техника иногда подводит. Например, монитор на домашнем ноутбуке меньше, плохо видны буквы, шучу. Сейчас идет возвращение к привычному режиму работы с соблюдением предписанных мер безопасности. Но все понимают, что планировать в наших кризисных условиях невозможно.

- У вас есть «красная папка» антикризисных мер на наиболее вероятные случаи? Например, «задержка поставки товара», «отказ торговой сети» и т.п.

- Нет, каждый конкретный случай решается в индивидуальном порядке, тут не применимы какие-то общие правила.

- Как обстоят дела с премиями сотрудникам, с KPI?

- Мы пока что выполняем план. Проблемы могут теперь начаться осенью. Но наше руководство делает все возможное, чтобы остаться на плаву. Переговоры по новым заказам идут очень активно.

- А если сравнить эффективность домашней и офисной работы?

- Я пока пытаюсь сравнить эффективность работы в офисе и на удаленке. Если дома отвлекают домашние, то тут отвлекают коллеги: всем же хочется поговорить после длительной самоизоляции. Похоже, эффективность одна и та же. Дома же рабочий день становится ненормированным. В то время как уходя с работы, физически, хочется оставить и все рабочие мысли в офисе.

- На что сейчас делаете ставку в развитии своих бизнес-коммуникаций? На гибкие цены? Новые товары? Уникальные предложения? 

- И на хороший товар, и на гибкие цены, и… на обаятельных продажников тоже.

- Продвижение в интернете помогает? Увеличилась ли такая работа по продвижению в соцсетях, например?

- Мы продвигаемся в соцсетях. Хотя лучше сказать присутствуем. Заказы оттуда единичные. Чтобы аккаунт работал, нужны сотни или хотя бы десятки тысяч подписчиков. Я смотрела странички наших коллег и конкурентов, у всех примерно та же ситуация. Если много подписчиков, они накрученные, это видно. Видимо, канцелярия не шоу-бизнес, за таким контентом не так интересно наблюдать. Хотя мы и сажаем наши прекрасные веселые пеналы с глазками и ушками на облачка и запускаем их летать в небо, а ручки-обезьянки весело выглядывают из джунглей. Странички соцсетей, конечно, помогают мониторить новинки, это удобнее, чем заниматься поиском специально, и это не так навязчиво, как директ-рассылки. У нас на протяжении многих лет работает система продвижения под названием: «привези и покажи товар», хотя, конечно мы идем в ногу со временем, используем современные маркетинговые инструменты, но чем больше работаю, тем больше убеждаюсь, что в по крайней мере в нашей стране побеждает интуиция, напор и навыки личного общения.

- У нас всегда очень внимательно смотрят на успехи иностранных коллег, особенно в кризисные времена. Какой зарубежный опыт было бы интересно опробовать? 

- Опыт не профессиональный, а скорее общий. Хорошо бы научиться работать как китайцы, уничтожить коррупцию как в Сингапуре, доверять правительству как в Новой Зеландии и быть социально-ответственными как в Южной Корее. Пандемия очень хорошо показала, какая страна чего стоит. И погоду как в Таиланде еще хочу.


Чернец Владимир / Сегмент.Ру


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.