Этот текст не откровение, не инсайт или инсайд, ничего подобного. Это рефлексия, мои мысли о возможном будущем канцелярской отрасли. Для чего я это делаю? Потому что когда в голове роится много мыслей, они мешают работе, они трутся о кончики пальцев и требуют, чтобы я вылил их на бумагу, в данном случае на экран монитора. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав этот текст, кто-то крепко задумался над темами, в нём поднятыми… А ещё здесь много фамилий людей и названий компаний настоящего и минувших дней, поэтому текст не рекомендован тем, кто не умеет пользоваться поиском в интернете.
В подводке я нарочно навёл мути, чтобы заинтриговать и пробудить любопытство у читателя. Присоединяйтесь, будет интересно.
Не так давно я был на конференции в Питере, вот здесь рассказывал о ней. И в своём очерке влёгкую зацепил тему спикеров, сильных и не очень. Эта мысль посещала меня уже не раз, она назойливо жужжала над ухом, но оформиться в нечто осмысленное всё не желала. И вот, в очередной раз наблюдая и слушая выступления, я понял, что меня беспокоило: а кто будет выступать и презентовать новую продукцию компаний, если из обоймы выпадет действующий спикер?
Думаю, тут стоит пояснить. Дело в том, что в нашей канцелярской отрасли очень мало по-настоящему крутых спикеров. Тех, кого слушаешь открыв рот, можно посчитать по пальцам одной руки. Без обид тем, кого не упомянул, но до такого уровня свободы на сцене, харизмы, артикуляции, владения вниманием зрителя, как у Андрея Ильина, Гамзата Ахмедова, Ивана Панкратова, Игоря Зайцева или Кирилла Молодцова, некоторым спикерам чуть-чуть не хватает, но многим подобного не достичь никогда. Да в целом приличных спикеров едва ли наберётся десяток. И любой внезапный или запный уход спикера больно отразится на нашей и так не самой популярной среди соискателей работы отрасли.
В итоге каждая компания смогла найти или взрастить от силы одну звезду. Очень мало тех, кто могут позволить себе одновременное участие хотя бы в двух конференциях. Просто потому, что на одной из них рассказывать о компании или бренде и показывать продукцию будет некому. Да, есть компания, которая собрала второй состав отличных спикеров и успешно гастролирует по стране, но она на то и одна, чтобы быть исключением из правил в их подтверждение.
И вот тут у меня возникает вопрос: а чего ждём? Почему не ищем и не растим новую смену выступателей? Не замену, но подмогу по первости, а потом и участников тройных гастролей по стране, а то и дальше. Я ни за что не поверю, что харизматичных людей, влюблённых в канцтовары, или просто хороших спикеров днём с огнём не сыскать. Размышления над этим вопросом отправили меня ещё дальше…
В беседе с другим рефлексирующим канцелярщиком Дмитрием Пупиным мы пришли к выводу, что наша канцелярская отрасль очень зависима от личностей отцов-основателей компаний. Решили, что практически нереально представить себе «Комус» без Бобрикова, «Рельеф-Центр» без Платонова, а «Самсон» без Трифонова. И какими бы замотивированными, заинтересованными и вовлечёнными ни были их команды эффективных менеджеров-управляющих, они всё равно останутся просто наёмными работниками. И отношение их будет, как у арендаторов съёмных квартир: это не моё, поэтому никаких сверхусилий предпринимать не буду. И будет оно таким до момента, пока не замаячит возможность это получить в свой карман. Ой, да, конечно-конечно, есть исключения из правил, когда есть невероятно верные правые руки и крепкие тылы, но, как и в случае со вторым звёздным составом спикеров, такое — исключение из правил в их подтверждение.
Долго ли просуществовали компании, когда по тем или иным причинам основатели отстранились? На ум из относительно свежего приходят I.T.I., «Балтик СТМ», «Группа товарищей», «ПРО100», «Пробюро» и «Регент». И наверняка кого-то упустил. Рано или поздно, как бы ни старалась команда, без капитана корабль идёт ко дну…
Поэтому следующий вопрос: а где смена? Где наследники? Родители положили годы жизни, они своими потом и кровью строили канцелярские империи, чтобы что? Чтобы услышать «мне не интересно», «фу эта ваша канцелярка», «я этим заниматься не буду, я хочу платьишко». Много у вас перед глазами примеров смены поколений канцелярщиков? У меня всплывает всего три из тех, что на виду: «Фарм» и Фатеев, «Глобус» и Малахов, «Феникс+» и Вальдман. И всё? Трое? Прямо скажем, негусто. Из всего выше обдуманного следует, что отцы-основатели и не рассчитывали, что компания проживёт больше одного поколения. А значит — возвращаюсь к началу текста — и спикеров в одном поколении вполне достаточно, а значит, и взращивать кого-то и воспитывать совершенно нет необходимости — не пригодятся.
Много в канцелярской отрасли яркой, креативной и дерзкой молодой крови в целом? Приходит на ум кто-то ещё, кроме Ольги Батениной? Вот, то-то же. Каждый персонаж на счету.
И вот теперь из всего сказанного хочу сделать выводы.
Берегите своих родителей-руководителей и отцов-основателей. Без них годы компании сочтены. Пока они в строю, процессы в компаниях работают, менеджеры свои KPI выполняют, деньги капают, ипотека закрывается. А чуть что — караул!
Готовьте смену, если жалко вбуханные силы и годы. Тут речь обо всех, не только о наследниках, спикерах или эффективных менеджерах. Конечно, можно много говорить о том, что в стране нет стабильности, что не было финансовых и юридических удобрений для формирования канцелярских династий, чтобы раз и на всю жизнь. Но дело сводится к тому, желаешь ли ты своему ребёнку жизни в канцелярской отрасли или нет, прививаешь любовь к карандашам, тетрадям и рюкзакам именно во множественном числе. Демонстрируешь ли любовь к запаху стружки и краски, когда ходишь между стеллажами с карандашами на складе, или тактильным ощущениям, когда делаешь выкраску свежей гуашью в презентационной зоне магазина, или выводишь буковки каллиграфическим почерком перьевой ручкой за своим рабочим столом.
Я понимаю, в последних предложениях много романтики, а жизнь, она другая. Но никто не мешает привнести в неё частичку канцелярской сказки и любви к делу.
Не переключайтесь!
Будет интересно.
Роман «Канцмен» Белопухов
Комментарии (0)
Правила ›