Карандашная фабрика «Альянс»: первые подробности
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Интервью с Александром Медовиковым, генеральным директором компании

От главного редактора «Сегмента.ру» Романа Белопухова
О карандашной фабрике «Альянс» в голос зашептались во время осенней выставки «Мир детства — 2023». Однако кроме не самого информативного сайта, списка причастных к ней людей, месторасположения фабрики и состава учредителей никакой информации толком нет.
Что известно на сегодняшний день
Учредители ООО «Альянс» — это три авторитетные компании канцелярского рынка: ООО «Художественные материалы», другими словами, фабрика кистей и мольбертов «АртАвангард»; две другие компании тоже известны — АО «Завод художественных красок "Невская палитра"» со 100-летней историей, и производственный кооператив химический завод «Луч» — компания, известная своей продукцией для детского творчества. Вот это я понимаю альянс!
Состав компаний-учредителей внушительный. Однако сказали «а» и ушли в тишину, тем самым инициировав пристальное внимание конкурентов и породив невероятное количество слухов. Я собрал вопросы, свои и чужие, что приходили в личку, слухи, блуждающие по рынку, и отправился разбираться со всем к генеральному директору ООО «Альянс» Александру Александровичу Медовикову, а он в свою очередь согласился рассказать некоторые подробности о фабрике. Погнали!

Первая часть: фактологическая
— Здравствуйте, Александр Александрович. Большое спасибо, что согласились пообщаться, дать хотя бы немного информации и развеять скопившиеся уже в немалом количестве слухи о фабрике.
— Начало уже хорошее. Прямо как с появлением Pink Floyd. Все слышали музыку, но никто их не видел. Не было фотографий. Сочиняли и не светились. Скажу как художник и как любитель спорта.
Сначала как художник. Из прошлого у меня осталось хорошее правило: «Работы покажи». И вот уже после этого начинался разговор. В нашем кругу было даже так: если ты просто иллюстрируешь какого-нибудь писателя или автора — это одно. А если иллюстрируешь классика, то статус уже другой. Ты же не сам берёшь книги — тебе их заказывают государственные издательства. Значит, в их глазах ты выглядишь достойным иллюстрировать классиков. Могут, например, быть переиздания — это «капельный» гонорар. И смотрят на тебя по-другому, мнение твоё спрашивают. Обычно на классиках художники и делают себе имя. Лично мне иллюстрировать классиков посчастливилось.




А теперь скажу как любитель спорта: счёт на табло. Не вижу смысла вещать из каждой розетки, что построили фабрику. Она у меня не первая. Нам всего полгода, позвольте нам научиться делать карандаши. Я с ними связан более 60 лет. Говорить мы будем, когда достигнем топ-уровня. А другого я не хочу. Поэтому считаю, что пока рано о чём-то заявлять.
— Пожалуйста, расскажите немного о себе. Представим, что читатель не знает о вашем впечатляющем послужном списке. Насколько мне известно, вы работали в карандашной фабрике «Красин», в компании И.Т.И. трудились над развитием брендов, в том числе Silwerhof, а также принимали участие в открытии «Воскресенской Карандашной Фабрики». После этого, мне кажется, у читателей не останется вопросов о том, что все люди и компании на своих местах. Но что ещё я упустил и какие преимущества даёт вам опыт, накопленный за эти годы?
— По двум первым образованиям я профессиональный художник, график, иллюстратор. Выполнил иллюстрации более чем к 30 книгам зарубежной и отечественной литературы, включая классическую. Более 600 иллюстраций приобрело государство. Был членом Московского комитета художников-графиков и членом Международной федерации художников FIA. В 1993 году Александр Алексеевич Ермаков через знакомых пригласил в «Гамму» [ныне входящую в холдинг «Рельеф-Центра» — прим. ред.] делать упаковку к ТМ Yarka для поставок в Америку. Там же сделал первую в России баночку для гуаши с закручивающейся крышкой. Чертежи на планшетах находятся у меня в кабинете. Были ещё работы…

Но в этом же году ушёл мой учитель, великий русский художник, график, иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв. Как-то вечером, накануне открытия персональной выставки моего учителя, которому я помогал с её организацией, проходя по анфиладам академии художеств, мы встретили Илью Сергеевича Глазунова. Он тоже осматривал выставку перед открытием — в это время никто не мешает. И вот, подойдя к Борису Александровичу, Глазунов его обнял и сказал: «Вы Последний великий русский художник!»
Он выбрал меня, ничего не умеющего молодого художника, своим учеником, можно сказать, подобрав на улице как сами знаете кого. У Бориса Александровича я учился последние 15 лет его жизни. Всё это время работал в его мастерской. А в последние годы, когда его стало подводить зрение, помогал с иллюстрациями. Об этом он написал на одной из своих книг.
Вы даже не представляете, что такое работать с выдающимся человеком. Он перерождает вас. Не покривлю душой, но он, пожалуй, стал мне вторым отцом. Мне кажется, что я и рисовал только ради того, чтобы потом сидеть и слушать его разбор моих работ, детальный анализ того, что получилось и не получилось. Столько открытий, что казалось, ты вообще до этого ничего не знал, не слышал, не понимал, не умел. Это как слушать Джулио Каччини «Аве Мария». В этом же году я сдал большую историческую книгу — цветные иллюстрации к «Сказанию о земле Русской». Вместе радовались.
И вот он ушёл. Может, и сгоряча, но в иллюстрацию я больше не вернулся. Что-то во мне рухнуло. Не смог. Есть такая фраза «Тауэрский мост рухнул». Много лет я не мог прикоснуться к его рукописи «Теория композиции станковой картины», которую он просил меня закончить. В прошлом году дописал. Надеюсь позже опубликовать её на сайте нашей фабрики. Есть идея познакомить детей с его рисунками через карандаши. Это огромное наследие иллюстраций к детским сказкам.
Пришлось всё заново начинать в другой профессии. Разное было. Очень благодарен Илье Исааковичу Канторовичу, работал у него. Был директором московского представительства питерской компании «Форум», потом в компании И.Т.И. Начинали ТМ Silwerhof и дошли до «Бренда года». У меня была сильная команда бренд-менеджеров. Работая у Елены Михайловны Шкеды, директора ИТИ, понял, что мне не хватает знаний, пошёл учиться в НИУ ВШЭ на стратегический маркетинг и управление. После этого делал ребрендинг/редизайн бренда Tukzar, затем пригласили на карандашную фабрику «Красин». Когда она начала раскручиваться, губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов пригласил построить карандашную фабрику на его земле. Но чуть раньше я уже дал слово Борису Марковичу Кацу построить карандашную фабрику у него. Её назвали «Воскресенская Карандашная Фабрика» (ВКФ). Я был руководителем проекта. Затем мои пути с ВКФ разошлись.
Появился коронавирус. Общаясь пару лет с китайцами по скайпу по разным вопросам карандашных фабрик — не покидала мысль о строительстве новой фабрики, для реализации всех моих планов, не вошедших в ранние проекты.
— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея основания новой карандашной фабрики? Кто к кому пришёл, учитывая ваш альянс? Поделитесь вашей версией событий.
— Здесь всего одна версия. Сначала я позвонил Борису Ивановичу Пестову, директору «АртАвангарда», а затем приехал к нему. Всё рассказал, объяснил, показал.
К этому времени, используя опыт китайских партнёров, я уже собрал и проработал большой материал по всей последовательности строительства и запуска фабрики. Понимал, что ехать надо туда, где дерево. Борис Иванович вышел с этой идеей к двум другим будущим участникам. Вероятно, у них тоже уже были какие-то мысли.
Меня попросили подготовить бизнес-план, проект фабрики, размещение оборудования и прочее. Основа здания уже была: под большой склад. Мы назначили встречу, где я всё рассказал, объяснил и показал чертежи. Договорились ещё раз встретиться уже на месте фабрики в Кирове и обговорить нюансы. Здесь, в Кирове, по сути, всё и решили. Ударили по рукам и разъехались. Начали готовить все документы. 4 апреля 2022 года состоялось учредительное собрание, меня выбрали директором. Фактически это дата основания фабрики.
— Как появилось название «Альянс»?
— Были разные предложения, но я как-то произнёс «Альянс». Возражений не было. Так и осталось.

— Как я понимаю, фабрика расположена в Кирове, поближе к деревянным заготовкам, которыми заведует один из учредителей — фабрика кистей и мольбертов «АртАвангард». Вопрос: из какого дерева будете изготавливать карандаши: берёза, тополь, кедр, а может, всеми горячо любимая липа?
— Мы строим второе здание рядом с самой фабрикой, прямо напротив. Это будет цех только по производству карандашной дощечки.

Мы месяц были в Китае, подготовились основательно, тем более Борис Иванович знает дерево не понаслышке. Карандашную дощечку будет производить «Альянс». Берёзы не будет точно. А всё остальное… Приезжайте, покажем, но когда построим, внутрь не приглашу — это коммерческая информация. Увидите бревно на входе и дощечку на выходе. Достаточно (*улыбается).
— Есть ли планы по выпуску пластиковых карандашей или будете работать только с выше озвученным деревом?
— Пластиковые карандаши уже выпускает один из учредителей. У нас пока таких мыслей нет. Есть много вопросов к нам: когда они будут? Будут.
— Скажите, а какие обязанности по производству ложатся на учредителей, за какую часть производства будет отвечать каждый из них?
— За производство отвечает один человек — ваш покорный слуга. Напомню, это у меня уже третья карандашная фабрика. Ровно год назад я переехал в г. Киров, живу здесь, снимаю квартиру. Мой начальник производства из Кирова, можно сказать, с «Художественных материалов». Финансовый директор из Питера, можно сказать, с Завода художественных красок (ЗХК). Все остальные рабочие фабрики и офисные сотрудники из Кирова. Председатель совета директоров — владелец ЗХК. У нас регулярные видеоконференции, собрания совета директоров или встречи на фабриках.
— Какое влияние компании-учредители будут оказывать на карандашную фабрику «Альянс»? Стоит ли рассматривать её в качестве независимого производства, самостоятельно действующей компании или это всё же некое модное нынче слово прокси трёх этих компаний?
— Карандашная фабрика «Альянс» — это самостоятельное предприятие со своей ТМ, своей ассортиментной матрицей, с самой широкой линейкой карандашей от А до Я, со всеми ценовыми нишами и целевыми группами, со своими задачами. А каждый из совладельцев отвечает за свою ТМ, которую производит на «Альянсе». Вы это всё увидите. Ничего нового, это фон Клаузевиц: «Введение принципа ограничения и умеренности в философию самой войны/«рынка», представляет полнейший абсурд. В действительности стратегия знает только три измерения — масса, пространство и время».
— Ещё вопрос: вы будете изготавливать продукцию под уже существующими брендами — и у «Невской палитры», и у «Луча» такие есть — или планируете вводить и развивать новые?
— Мы уже изготавливаем продукцию под ТМ «Невская палитра» и ТМ «Луч» — всё, что они производили ранее. За развитие своих торговых марок они отвечают самостоятельно, моя задача — предоставлять им полную информацию, какие технологии освоили, что новое можем производить. Естественно, появляются новые варианты, но это вопрос к владельцам этих марок. Это их коммерческая информация.
— В России уже есть две действующие карандашные фабрики. А ещё большое количество продукции приходит с китайского рынка. Да, с европейским рынком сейчас не всё ладно, но уверен, это временно. Собственно, вопрос: для чего делать ещё одну фабрику внутри страны в условиях такой дикой конкуренции? И ещё один вопрос внутри вопроса: как и чем планируете конкурировать на канцелярском рынке?
— Ну вот смотрите, мы запустили фабрику и уже полгода делаем на ней карандаши. У нас удачное месторасположение: в Кирове, на одной территории с фабрикой кистей и мольбертов «АртАвангард». Все коммуникации в наличии. Отмечу важный факт: мы стоим на своей земле, причём у нас её с запасом. Свободного места для расширения и модернизации действующего оборудования достаточно. И пусть прямо сейчас мы заняты другими делами, позже мы к этому вопросу ещё вернёмся.
Уже сейчас в нашем ассортименте графитовые карандаши с диапазоном твёрдости/мягкости от 2Т до 14М, кроме этого, столярные и специальные карандаши для поверхностей разных типов и, конечно же, детские цветные и акварельные карандаши разных ценовых сегментов, неоновые, металлик, двухцветные карандаши.

Технологически оборудованы, но есть ещё пара идей. Выпускаем карандаши трёх типов профилей сечений: стандартный — шестигранный, а ещё круглый и трёхгранный. Делаем их короткими, и конечно же, утолщёнными, но уже так полюбившимися — Jumbo. С ластиком и без. Освоили термоперенос рисунка с плёнки на карандаш (hot printing), так же, как и перенос рисунка с фольги…

И без дипа (dip), декоративной обработки торца карандаша, тоже не обошлось — оборудование есть, всё делаем.

Начали производство карандашей для профессиональных художников. Будет интересный ассортимент, но самое главное — грамотно сделанный по стержням. Много будет того, что должна производить карандашная фабрика. Плюс комплиментарные группы.
Получается, что у нас собственное производство на своей земле, максимально близко к очень важному карандашному ресурсу — дереву. У нас в учредителях компании, обладающие обширнейшими компетенциями и экспертностью в области работы с деревом («АртАвангард»), красками и карандашами (ЗХК «Невская палитра» и «Луч» ПК), да и не только с этими инструментами и материалами, чего уж там говорить. В дальнейшем это всё себя покажет.
Надеюсь, моего рассказа достаточно, чтобы пояснить, что у нас есть все шансы и твёрдые намерения прийти и быть заметными игроками на рынке канцелярских и художественных товаров. Поэтому мы не шумим, а спокойно работаем, благо есть над чем. И те компании, которые ведут с нами переговоры, прекрасно это видят и понимают.
— Довольно важный вопрос: планируете ли изготовление грифелей для графитных и цветных карандашей? Сейчас, насколько я понимаю, это невозможно, все грифели в стране ввозные, в основном из Азии. Есть ли планы по самостоятельному изготовлению грифелей или это экономически, а то и физически нецелесообразно?
— Если очень кратко, графит — нет. Цветные — есть над чем подумать, но экономии на масштабе не будет. Поэтому цена вопроса.
Вторая часть: гипотетическая
— Ваше производство ещё толком никто не видел, а слухов уже выше крыши. Давайте их развеем. Ниже я собрал такие, которые легко можно назвать фантастическими, однако некоторые из них вполне себе логичные. Поехали!
Говорят, что у вас суперсовременное производство, которое уже превосходит все (два) существующие в стране. Правда ли, что на фабрике будет или уже есть суперробот, объединяющий в себе более 50 операций с карандашом?
— Первый раз слышу. На самом деле, я с самого начала не большой сторонник объединённых или комплексных линий в начале деятельности. Мы просчитывали этот вопрос. Почему? Потому что такая линия большая и громоздкая и всё равно в итоге нужна будет не одна. Зато если в ней что-то вышло из строя — остановится весь процесс, а такое недопустимо. Это в Китае: полдня — и любой наладчик с завода-изготовителя будет у тебя на фабрике и всё починит. А в России? В России хорошие наладчики на вес золота, да и тех ещё попробуй найди.


Поэтому именно на данном этапе для нас лучше иметь несколько станков на каждую операцию. Один вышел из строя — другие продолжают работу. Такие станки, конечно, не на 50 операций, знаю, но сейчас о них нет речи. Сначала нужно научиться работать на каждом станке отдельно, изучить оборудование, тогда позже нам будет легче перейти на линию.
— Вот ещё одна удивительная версия. В качестве одного из способов снижения себестоимости выпускаемой продукции планируется использовать труд заключённых Кировских колоний. Так ли это?
— Я даже не знал, что в Кирове есть колония, хотя и переехал в Киров год назад. Но за идею спасибо. Приезжайте, посмотрите на моих рабочих! Меня радует другое — что есть ещё рабочие в русских селениях! И руки откуда надо растут, а по сути 90 % — женщины.
Думаю, по поводу заключённых это шутка, их же надо будет обеспечить жильём и прочими соцпакетами. Карандаш по себестоимости будет неподъёмный. Поэтому версия интересная, но нет, не планируем.
— Теперь давайте поработаем с негативом. По слухам, компании-конкуренты уже получили доступ к вашим таможенным декларациям. Так вот, согласно им, вы пока закупили оборудование только для финальной обработки заготовок карандашей: их окрашивания, заточки и нанесения логотипа. По аналогии с автотранспортом: будто бы у вас будет только крупноузловая сборка уже готовой продукции, а не полноценное производство.
— Ну разве это негатив? Напротив, вы принесли мне очень хорошую весть. Не знал. Даже приятно. За нами следят! И правильно делают. Понимают, на кого надо будет равняться. Догадываются, что мы можем составить серьёзную конкуренцию и сделать качественный карандаш. И мы его сделаем. Мне эти слухи, как, впрочем, и сами конкуренты абсолютно безразличны. У меня нет ни мысли, ни времени, ни желания копаться в чьих-то декларациях или ещё в чём-то. Для точности вам многое не указали, если уж смотрели декларации!
А теперь по существу. Изучайте, пожалуйста, работу мировых брендов, которые я изучал и защищал курсовые в силу необходимости в ВШЭ. Так вот, многие из них не производят определённые комплектующие и детали — в этом нет необходимости. Есть компании, которые специализируются только на производстве отдельных деталей и работают с ними по всему мировому пространству, и никто из монстров не лезет туда, потому что у них не получится ни такой цены, а возможно, и качества. Подскажите мне, пожалуйста, Intel Pentium кто производит почти для всего рынка компов? А стёкла и отдельные детали для Sony кто производит? Разобрать вам по частям, кто кому что делает? А что делают для мировых карандашных брендов в Китае, Индонезии, Бразилии, Вьетнаме? И вы же не морщитесь, покупая это. А почему «Ламборгини» и «Феррари» покупают одинаковые детали у единственного производителя этих деталей в Италии, а не производят их сами, хотя и конкуренты? Они что, неполноценные? Уверен, вы и сами всё это прекрасно знаете. А если мы через год будем отдельные карандаши производить в Китае, они что не смогут иметь имя «Альянс»?
Трёх медведей на картине Шишкина написал Крамской. Это тоже крупноузловая сборка? Или неполноценный Шишкин? А почему ж тогда не подписано Шишкин/Крамской? В Третьяковской галерее висит портрет Ивана Андреевича Крылова, работа Карла Брюллова. Так вот кисть руки баснописца написана другим художником. Карл Брюллов неполноценный, поучаствовал в сборке? На первом месте у нас стоит экономика и качество, и думаю, вы прекрасно понимаете, где нам будет выгодно что-либо производить в рамках экономики, качества и общей стратегии, там мы и будем это производить. Как делают многие мировые бренды. Краски, лаки, грунтовки, феррулы, ластики, стержни наши карандашные фабрики везут из Китая, некоторые и карандашную дощечку покупают, а мы её делаем сами и продаём, но они же не называют себя неполноценными с мелкоузловой сборкой.
Мне очень нравилась поговорка, которую часто произносил на совещаниях один из владельцев карандашной фабрики, — «Вам шашечки или ехать?» Вы думаете, я не понимал, что чтобы снять эти слухи, достаточно было привезти по одному станку на все операции и поставить их на производстве? Да можно просто поставить в угол, привезти контейнер стержней, и тогда все бы думали, что вот оно, производство. Кого бы я обманул? Только себя.
Ну привезу я их по плану в ноябре, и дальше что? Вопросы закончатся? По декларациям они значатся. Значит, всё нормально? Производство существует! Не смешно? Это деньги четырёх учредителей, большие деньги.
Видя и понимая, что такое производство карандаша и сколько брака было у меня ранее на предыдущих фабриках, на самой сложной операции — заклейке стержня, потому что не знали всех технологий, специально не пошёл на этот эксперимент ещё раз, грабли отложил в сторону. Я сознательно не хотел рисковать репутацией моих партнёров, продающих карандаши с ломающимися стержнями. Не хотел больше ездить с кучей точилок в компании, которым отгрузили продукцию, сидеть в отделе ОТК перед кучей представителей и очинять карандаши, которые невозможно очинить, потому что стержень постоянно ломался, а я им в это время рассказывал, как в Китае плохо собирают точилки.
Вы спросите моего начальника производства, с которым я работал на ВКФ, он расскажет вам много историй, как клеили стержни и как искали проблемы. Теперь мне эта причина известна, но ещё надо научить этому рабочих. Или вы думаете, что как только я поставлю это оборудование, сразу буду заклеивать карандаши на продажу? Увы, это не так. Пока наши работники не пройдут стажировку в Китае, на одной из фабрик, пока не овладеют всей технологией заклейки, продавать будем китайский вариант заклейки. Или точно так же, как в декабре, китайцы находились у меня почти месяц, учили делать дип, работать с плёнкой и фольгой и проверяли, как мы выполняем другие операции. Потому что качество — наш бренд. Зато я спокоен за него, и ещё ни один человек за полгода не сказал, что стержни ломаются, а продажи тем временем растут.
Мы начали осваивать оборудование, не от первого станка к последнему, а от последнего станка к первому, иначе из-за количества брака мы бы не дошли до упаковки — нечего было бы упаковывать. Это технология известной компании. Пошаговый процесс развития, семь уровней. Мы на третьем — сила в сфере компетенций, эффективности и постоянного улучшения качества. И количество брака заметно меньше, у меня есть с чем сравнивать, поверьте. Оттачиваем каждую операцию, двигаясь к самому началу — изготовлению дощечки.
Слушайте, «Фаберу» и «Кохинору» более чем по 200 лет. Вы знаете, что у них было 10 лет назад? Полагаю, нет. Так и здесь: через год, после того как мы выдержим все тесты на качество заклейки, сами будем заклеивать стержень и продавать. Тогда нас будут оценивать по тому времени, а сегодняшний день уже никто не вспомнит.
Вы уж простите великодушно, но меня абсолютно не интересует мнение тех, кто смотрит мои декларации. Меня интересует только качество нашей продукции. В своё время, когда мы уже пилили дощечку для одной из российских карандашных фабрик, я задал вопрос: «Вот мы сейчас поставим это оборудование, и люди с улицы начнут клеить стержень, с какой ТМ начинаем?» Ответ знаете? «Так вам шашечки или ехать?»
— Из разряда не слухов, а насущных вопросов. Ваше производство привлекает внимание — факт. Планируете ли вы приглашать на него представителей отраслевых СМИ? Может быть, есть планы по организации экскурсий на фабрику, как это делают коллеги по цеху?
— В любой момент. У нас уже было почти всё руководство Кировской области, министры, банкиры заказали именные карандаши — на выставке покажу. Были представители разных компаний, желающие производить у нас продукцию.

Половину марта меня не будет: буду в командировке, а потом, пожалуйста, звоните, приезжайте. Буду рад.
— Что же, вопросы заданы, ответы получены. Александр Александрович, большое спасибо вам за уделённое время и за развёрнутые комментарии! Надеюсь, это ещё только первая наша беседа. Дальше — больше! А читателям советую: не переключайтесь! Будет интересно!
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›