Навстречу конфликту

В последнее время западные психологи начинают воспринимать конфликт как нечто положительное. Звучит странно, но именно благодаря конфликтам мы выходим на новый уровень развития организации, да и своей личности.

Одна буддийская притча гласит: однажды ученик никак не мог победить своего более умелого противника. Он уже использовал все свои уловки, но на каждую у соперника нашелся контрприем. Огорченный ученик подошел к учителю. Наставник прочертил на полу линию и спросил: «Как можно сделать эту линию короче?». Ученик высказал много вариантов: разбить на отрезки, стереть часть линии… Но ни одно его решение не удовлетворило учителя. Когда у ученика уже не осталось больше вариантов, учитель просто начертил рядом другую линию, которая была длиннее первой. «Всегда лучше удлинить свою линию и повысить свое искусство, чем укорачивать линию противника», – сказал учитель.

Почему эта притча стоит под заголовком «методы предотвращения конфликтов в организации»? Потому что, как ни парадоксально, чтобы «удлинить свою линию» нужно идти навстречу столкновениям. Для любого профессионала, работающего с людьми, важно вовремя оценивать ситуацию, как предконфликтную. Здесь нужно определить для себя стратегию – уклониться от конфликта или попытаться его решить. А разве можно идти навстречу столкновениям и уклоняться от конфликта? Здесь нет противоречия. Идти навстречу в нашем случае будет означать, что мы оценили обстановку и действуем осознанно. Потрачено время, взвешены «за» и «против», и мы берем на себя ответственность за свои действия.

И все же, пожалуй, самым главным методом предотвращения конфликта в организации будет готовность к сотрудничеству. Об этой необходимости говорила еще в 1942г. американский психолог М. Фоллетт. Для такой тактики подойдет несколько советов:

– прежде чем идти на конфликт, убедитесь, что другая сторона правильно поняла ваши мотивы;
– по возможности снизьте свою тревожность и агрессию;
– если вы сильно устали и перевозбуждены – лучше оставить все как есть;
– не давайте предварительных оценок и не ждите определенного результата.

Итак, Вы готовы к неприятному разговору. Как НЕ настроить оппонента против себя еще сильнее
– занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к человеку;
– вы взрослые люди. Если оппонент услышит в вашем голосе воспитательные нотки, он может не пойти на конструктивный диалог. Бессмысленно заставлять человека исправиться. Но можно ненавязчиво сформировать у него мнение, что нужно что-то сделать со своей безответственностью или неумением распределять время;
– не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать. Постарайтесь ставить реальные сроки;
– не увеличивайте в ходе беседы число проблем для обсуждения.

– Конфликт, к сожалению, часто встречающееся явление, как в семье, так и на работе. Часто рабочие ссоры случаются из-за непонимания, личной неприязни или даже зависти коллег. Чтобы избежать их, на мой взгляд, надо слушать и слышать друг друга; не усугублять ситуацию, переходя на открытую брань и оскорбления; укреплять связи в коллективе совместными поездками, мероприятиями. Мы все разные, поэтому нужно находить индивидуальный подход к каждому с учетом его психологических и моральных особенностей. Например, если коллега не понимает шуток – не стоит его лишний раз подкалывать. Его это не рассмешить, а только озлобит, – говорит Оксана Огурцова, редактор Интернет-раздела крупного портала. – Но конфликт имеет не всегда отрицательную сторону: часто он помогает разобраться в какой-то запущенной ситуации. Однако, немногие могут разрешить ее грамотно. Этому надо учиться. Ссора, это, по сути, защита своей точки зрения, но стоит подумать – может противоположное мнение дополнит ее? Такое бывает… 

Чаще всего, конфликт провоцируют зашкаливающие эмоции. Это нужно запомнить как дважды два. При подготовке к разговору с оппонентом стоит представить себя выдержанным субъектом, осмыслить масштабы и последствия того, что может повлечь за собой деловая ссора. Это и нестабильная работа, и возможная потеря специалиста, а найти достойного кадра на рынке работы сегодня непросто. Пусть последнее не ваша задача, если вы не руководитель. Однако, поверьте, как велико желание расставить все точки над i, так же будет велико и сожаление о сказанных резкостях. К тому же, если вы и выясняете отношения, то пусть вас запомнят не орущим с перекошенным лицом, а строгим, уверенным в своей позиции (возможно, даже лояльным). Ваши имя, поведение, имидж, жизненные и рабочие принципы составляют "Бренд по имени Я", который необходимо развивать, сохранять и укреплять.


www.stella74.ru



Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.