Взрыв креатива, или несколько слов о канцелярской осени
Помимо традиционной пары «конференция + выставка» в этом октябре дебютировали еще сразу два крупных проекта: Отраслевой конгресс профессиональных участников рынка и Всероссийский турнир по боулингу среди канцелярских компаний. Хорошо еще, что не удалось провести изначально запланированные на этот же период московские «Sourcing days» и финал конкурса «Канцелярский мачо». Не то бы точно, как пошутил один из участников рынка, неделя с 6 по 12 октября запомнилась бы нам тем, что продажи у всех рухнули до нуля
Источник: "Сегмент"
10 ноября АПКОР опубликовала на своем сайте итоги прошедшей выставки СКРЕПКА-Экспо-Осень-2006. Подробного анкетирования посетителей в этом году не проводилось, поэтому информации не очень много, но точное число тех, кто с 9 по 12 октября побывал в 11 зале 2-го павильона «Крокуса», нам теперь известно. Их было 7853 человека. Конечно, по сравнению с весенней «Канцэкспо» 2005 года, когда гостей выставки насчитали более 17 тысяч, нынешний результат выглядит более чем скромно. Но разве в данном случае приходится говорить о сколько-нибудь корректном сравнении? Кажется, ни одна отечественная выставка еще не проходила в условиях столь жесткой конкуренции со стороны других отраслевых мероприятий.
Помимо традиционной пары «конференция + выставка» в этом октябре дебютировали еще сразу два крупных проекта: Отраслевой конгресс профессиональных участников рынка и Всероссийский турнир по боулингу среди канцелярских компаний. Хорошо еще, что не удалось провести изначально запланированные на этот же период московские «Sourcing days» и финал конкурса «Канцелярский мачо». Иначе точно, как пошутил один из участников рынка, неделя с 6 по 12 октября запомнилась бы нам тем, что продажи у всех рухнули до нуля.
Даже наш, кажется, уже ко всему привычный рынок от такого разнообразия поначалу несколько опешил и возроптал. Проблема была даже не в том, что пришлось выбирать между принципиально различными формами делового общения, а в том, что при наличии альтернативных мероприятий возможность выбора оказалась далеко не у всех – в некоторые залы можно было попасть только по специальным приглашениям. Впрочем, с начала октября прошло уже достаточно времени, чтобы страсти немного улеглись, так что можно еще раз мысленно вернуться назад и вспомнить все плюсы и минусы прошедших событий.
Началось все с традиционной конференции. Восьмая всероссийская была безальтернативной. Если «Скрепка» с конгрессом проходили как пара конкурирующих мероприятий, что создавало вокруг них определенную интригу и усиливало интерес к обоим проектам, то конференции пары-конкурента не нашлось. И может быть, отчасти поэтому она не вызвала тех бурных дискуссий, которых можно было бы ожидать от встречи лидеров такого уровня. На трибуну конференц-зала в гостинице «Ренессанс-Олимпик-Пента» в этот день поднимались Франсуа Клемен-Гранкур (гендиректор, «БИК Россия и Беларусь»), Илья Мазин (гендиректор, «Офис Премьер»), Андреас Крюгер (директор, «АССО» по Восточной Европе), Александр Стариков (гендиректор, «Авале»), Константин Румянцев (гендиректор, «Ликор»), Мишель Трусс (вице-президент по логистике, «Дюрабль»), Крис Экснер (вице-президент по продажам «Эссельте Европа») и Дмитрий Серединцев (консультант, Минэкономразвития России). Общей темы выступлений не было, каждый докладчик по традиции сам определял наиболее важные тенденции канцелярского рынка, о которых будет говорить. Так что обсуждали самые разные, но действительно актуальные, злободневные вопросы, такие, как: оптимизация ассортиментной матрицы, проблемы логистики, участие в госзакупках и т. д. Выступления были хорошо подготовлены, докладчики продемонстрировали, отличное владение жанром и высокий уровень ораторского мастерства. НКА, со своей стороны тоже сделал все возможное, чтобы конференция прошла «на отлично», организация была практически безупречной, и все было хорошо… Однако, было во всем этом что-то, отчего хотелось сказать: чего-то не хватает. Причина? - Скорее всего, дело в аудитории. Как выразился на следующий день, во время пресс-конференции, посвященной открытию «Скрепки», Сергей Долгов, это все-таки были «не массы, не аншлаг». Нет, народу на конференции не было мало. По данным организаторов, в конференц-зале гостиницы собралось около 300 человек. Но активности немного не хватало. Люди сидели приличные и вежливые, как в филармонии. А в связи с обсуждением общеотраслевых проблем и тенденций, даже, когда они приправляются определенной долей саморекламы, ждешь все таки меньше чинности. Вспоминается оживленность участников весенних круглых столов и прошлогоднего мастер-класса, и невольно возникает мысль: уж не становится ли формат «зал, трибуна, оратор» - форматом для определенного круга ценителей? Узким этот круг пока, конечно, не назовешь, но очевидно, что свою долю пирога это мероприятие все-таки теряет и, видимо, утрачивает свои позиции как одно из центральных событий отрасли.
Если конференция вызывала ассоциации с филармоническим концертом, то выставку по праву можно было бы назвать смотром-конкурсом талантов. Мы уже много говорили о том, как постарались в этом году экспоненты, чтобы превратить СКРЕПКУ в настоящее праздничное действо. Все участники, а их по последним данным АПКОР было 152, настолько креативно подошли к подготовке своего выступления, что праздничное настроение на выставке сохранялось с первого и до последнего рабочего дня. Экспоненты в основном были уже не новички, но присутствовали и компании - дебютанты, в том числе «Невельский печатный дом» и компания «АССО». И, что очень приятно, хотя стендов было много, - зал площадью 4118 кв.м. был полностью занят - на выставке царила очень миролюбивая атмосфера. На эти четыре дня участники рынка в большинстве своем «подобрали локти», и отношения конкуренции сменились духом творческого соперничества.
Ни один день не проходил без каких-либо сопутствующих мероприятий. Одновременно бывали задействованы по 3 а то и по 4 конференц-зала.
Про организацию можно сказать только хорошее. Недочеты прошлых лет были учтены, и АПКОР вместе с администрацией «Крокуса» постарались их устранить. Баннер, как и обещали организаторы, висел над входом в павильон. Трансферт аккуратно привозил и увозил людей с выставки. С лифтами и подъездом к выставочному центру проблем не возникало. В центре зала, как и весной, была устроена комфортабельная зона отдыха. Банкетная служба «Крокуса» обеспечивала фуршеты отличными угощениями. Конечно, хотелось бы иметь более простой и удобный доступ в Интернет, да, может быть, чтобы чуть больше такта проявлял персонал, который рьяно следил за тем, чтобы участники не оставили после себя никаких следов на арендованных стендах. Но, в целом, впечатление от Скрепки в этом году очень позитивное. Выставка прошла на едином порыве.
Однако и здесь не обошлось без своего «НО». Приходится признать, что продавцам на выставке было, что называется, тесно, а покупателям - просторно. Конечно, всем участникам своих посетителей хватило. Отзывы экспонентов о СКРЕПКЕ практически в абсолютном большинстве были положительные, все говорили, что перспективных контактов было много и интерес к их продукции превзошел первоначальные ожидания. Но в том, что касается числа посетителей, это все-таки, как и в случае с конференцией, были «не массы, не аншлаг». Можно, конечно, винить во всем организаторов конгресса, который проходил в одни сроки со СКРЕПКОЙ, но не стоит забывать, что для участия в нем были приглашены только 150 компаний. Скорее все-таки здесь проявляется общая тенденция снижения интереса к выставкам. Фатального характера она пока очевидно не носит и в обозримом будущем отказа от выставок не предвидится (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что площади в выставочных центрах приходится бронировать за год, а то и раньше), но стадия подъема в развитии выставочного процесса, похоже все-таки осталась позади. И хотя выставка по прежнему остается наиболее демократичным, открытым и доступным способом представить свою компанию и найти новых клиентов, сейчас все активнее заявляют о себе иные, новые формы деловой коммуникации.
Не случайно обе канцелярские ассоциации уже давно не говорят о проведении каких бы то ни было лоббистских проектов или маркетинговых исследований, и сосредоточили все силы на планировании и организации новых общеотраслевых мероприятий. Катерина Пак после ее избрания председателем правления АПКОР несколько раз говорила о том, что ассоциация планирует запустить «новые серьезные проекты индустриального масштаба, а также мероприятия клубного характера». А Леонид Спиридонов, рассказывая о планах СКРЕПКИ, заявил, что от осеннего мероприятия ассоциация отказываться не намерена. Может быть, оно будет проходить не в формате выставки, а как-то иначе, но будет. То есть все и со всех сторон подталкивают рынок к общению. Поэтому все актуальнее становится вопрос, какая из форм общения является наиболее перспективной и позволяет наилучшим образом совмещать профессиональные и личные интересы участников рынка. И в этом смысле особого внимания заслуживают примеры альтернативных отраслевых мероприятий, в том числе прошедший конгресс.
Если продолжать начатую цепочку сравнений, то Первый отраслевой конгресс больше всего походил на великосветский салон, открытый только для избранных. Хотя с легкой руки кого-то из участников национального канцелярского форума проект окрестили конгрессом «Офис Премьера», это мероприятие было организовано НКА не для одной, а для пяти компаний-устроителей: «Офис Премьера», «Смистар», «еБазар», «Меркурий Трейд Логистик» и «СТС-Австрия». По своему формату конгресс напоминал «Souscing days». Каждый день был насыщен встречами, переговорами, презентациями. Проживание в одном отеле, питание в одном ресторане и участие в совместных развлекательных программах должны были максимально расширить возможности для общения и способствовать налаживанию более тесных связей между продавцами и покупателями. Для проведения конгресса был выбран загородный отель «Атлас-Парк-Отель», который, случайно или нет, располагается к югу от центра Москвы, то есть в диаметрально противоположной стороне от «Крокуса», который, как мы помним находится к северу от центра столицы. Как мы уже отмечали, на конгресс были приглашены 150 компаний, - около 300 человек.
Компании-устроители сделали все возможное, чтобы их клиентам было комфортно и интересно работать. Как рассказала нам пиар-менеджер компании «еБазар» Валерия Побъяблонская, участникам нужно было заплатить только регистрационный сбор в размере 700 рублей. Все остальные расходы брали на себя компании-устроители. Что касается программы, то по сути она была достаточно традиционной: презентации новинок, личные переговоры, развлекательная пограмма. Возможностей для творческого самовыражения здесь хватало, как и на выставке. У «еБбазар», например, все менеджеры были одеты в зеленые жилеты с надписью ДПС, что расшифровывалось как «достойный партнерский сервис». Клиентам эта находка так понравилась, что они даже просили жилеты себе на память и с удовольствием ходили в них по отелю.
Делового общения же было даже больше, чем во время выставки. «Судя по тому, что последнюю встречу я заканчивал в 10:30 вечера – контактов было однозначно больше, чем на обычной выставке», - рассказывал Александр Смирнов. – «Самая большая удача – личностное общение со многими партнерами, которых обычно видишь час на выставке и все. Конгресс дал возможность понять желания партнеров и донести до них нюансы нашей политики (а не только информацию о товаре и ценах). Да и вообще было весело». Валерия Побъяблонская тоже отмечает, что у ее компании всегда были полные переговорные: «Мы запросили 2 дополнительные комнаты для переговоров, и даже при участии двадцати менеджеров физически, к сожалению, не успели встретиться со всеми». Результатами устроители конгресса очень довольны и не исключают, что в будущем сроки его проведения будут продлены и к участию будут привлечены больше компаний. Александр Смирнов, например, полагает, что оптимальное число компаний-устроителей - 8. В целом проект можно назвать удачным и перспективным. Хотя, безусловно, среди его минусов закрытый характер мероприятия и появление недовольства и противоречий внутри профессионального сообщества.
Напоследок несколько слов о «сольных» проектах канцелярской недели. Компания «Фарм» провела Всероссийский турнир по боулингу среди канцелярских компаний. Как бы мы не оценивали то, что турнир проходил в 3-й рабочий день выставки, нельзя не отметить, что интерес у канцелярского сообщества он вызвал достаточно большой. Для участия в соревновании зарегистрировались более 100 человек. А что может служить лучшим доказательством востребованности подобных развлекательных мероприятий и готовности профессионального сообщества в них участвовать?
Организаторами двух других сольных программ были компании И.Т.И. и Офис Премьер. И.Т.И. устроила слет дилеров в Сочи, для чего заказала специальный самолет, который отвез партнеров компании на черноморское побережье, а потом после двух жарких дней, вернул обратно в строй еще до начала выставки. Дилерская конференция Офис-Премьера в общем тоже была запланирована так, чтобы не сбивать рабочего графика канцелярской недели – ее старт был назначен на три часа последнего дня Скрепки, и проходить она должна была в одной из столичных гостиниц, так что при желании можно было бы поспеть и тут, и там без ущерба для себя и других участников рынка. На центральных событиях недели эти мероприятия практически никак не отразились. Разве что пришлось как-то услышать на одном стенде шутку о якобы сильной жажде приехавших из Сочи людей.
Возвращаясь сейчас ко всем этим событиям, уже все меньше хочется вспоминать о противоречиях и спорах, которые они тогда вызывали. На первый план выходит другое: нынешняя осень продемонстрировала насколько активен, изобретателен и креативен наш рынок, и в очередной раз подтвердила, что в канцелярской отрасли работает очень много энергичных и талантливых людей. Честное слово, если между многочисленными отраслевыми мероприятиями у нашего рынка останется время на работу, всех его участников ждет блестящее будущее!
Ваше мнение |
Остается только научиться выбирать из всего предлагаемого разнообразия мероприятий те, которые действительно наиболее эффективны и будут не только приятны для души, но и полезны для бизнеса. Поэтому, умные, талантливые, креативные, призываем Вас выступить со своими суждениями и выводами о прошедших событиях. |
Комментарии (0)
Правила ›