Что делать, если на ваше имя взяли кредит

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Главное — не паниковать

Узнать о происшествии можно благодаря кредитной истории.

С 1 марта 2025 года через портал госуслуг можно будет подать заявление об установке самозапрета на выдачу кредита или займа. Когда эта мера заработает, нужно всё равно следить за своими финансами и кредитной историей, чтобы на ваше имя мошенники не взяли кредит.

Но если это произошло, то не стоит паниковать, а нужно следовать стандартной процедуре. О ней «Российской газете» рассказал зампредседателя Экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг, основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Важно

Ни в коем случае нельзя никому давать доступ к идентификаторам карты, а тем более сообщать одноразовый код, пришедший в смс.

  • Если потеряли контроль над платёжными картами хоть на время, не ленитесь сразу же заблокировать их.
  • Если в банке есть такая опция, установите лимиты на транзакции — сколько можно потратить без дополнительной проверки со стороны банка и тому подобное.
  • Если у вас просят передать данные карты для перечисления выигрыша, долга или возврата излишне удержанных сумм — рекомендуйте сделать перевод по номеру телефона.
  • И, конечно же, не сообщайте никому никакие коды из СМС и пуш-уведомлений ни от каких отправителей.
  • Самый «быстрый» способ идентификации — посетить в интернет-отделение кредитора и подписать договор на обслуживание с помощью электронной подписи.

Именно поэтому раскрытие данных документов, используемых для идентификации, -это помощь мошенникам получить от вашего имени деньги, долг за которые будет значиться за вами.

Рекомендации

Если предлагают сделать копию ваших документов «для экономии времени» — требуйте заполнения необходимых данных без снятия копий.

Если вас просят прислать копии или фото персональных документов для перечисления выигрыша, долга или возврата излишне удержанных сумм — рекомендуйте сделать перевод по номеру телефона.

О данных на госуслугах

Очень часто даже без раскрытия данных паспорта, ИНН или СНИЛС, после многочисленных звонков впервые в своей жизни проверив кредитную историю, многие находят в ней информацию о займах, которые они не брали — как это возможно?

Если можно пройти в удалённом режиме идентификацию лишь на основании данных документов, а сами данные есть в государственных информационных системах, то мошенникам не надо гоняться за тем, чтобы сделать копию паспорта. Достаточно получить доступ к чужому личному кабинету на портале государственных услуг.

В погоне за удобством нельзя облегчать доступ к данным наших документов, которые там хранятся.

Как можно отдать доступ к личному кабинету на сайте

Регистрация на сайте — это всегда создание идентификатора («логин») и пароля.

В качестве идентификатора («логина») на портале госуслуг используются СНИЛС, либо номер мобильного телефона, либо адрес электронной почты.

Пароль должен быть самым сложным и, если его надо сохранить — лучше сделать это в специальных программах – менеджерах паролей.

Чтобы усилить защиту от перехвата доступа с октября 2023 года при использовании веб-версии портала госуслуг стало обязательным введение дополнительного кода из СМС, так называемый «второй фактор».

Но так как люди забывают пароли, на сайте есть процедура восстановления доступа, для начала которой достаточно ввести код из СМС.

Рекомендация по защите

Мало кто знает, что на портале в качестве второго фактора можно использовать не четырёхзначные коды из СМС, а шеститизначные одноразовые действующие всего 60 секунд пароли из генераторов таких паролей. Примеры — «Яндекс ID», Kaspersky Password Manager и тому подобное.

И если мошенники попытаются получить ваши данные через портал госуслуг через процедуру «Забыл пароль / Восстановить доступ», чтобы потом использовать их для получения денег от вашего имени через упрощённую идентификацию, им нужен 4-значный код из СМС, который придёт на ваш номер телефона. Но если вы включили в качестве дополнительного фактора ввод 6-значного кода из генератора паролей, то просто помните, что только для доступа через веб-версию нужны 6 цифр, а не 4 из СМС, как мошенникам.

Как не допустить ухудшения кредитной истории

Что можно сделать, чтобы сократить риски потери времени, денег и ухудшения качества кредитной истории, то есть финансовой репутации.

  • Если звонят с неизвестного номера, полезна функция «заблокировать номер».
  • Не оставляйте платёжные карты без присмотра или быстро блокируйте их если такое произошло там, где было много людей.
  • Не вводите данные платёжных карт на сайтах, если это одноразовая покупка.
  • Установите лимиты по операциям по платёжным картам.
  • Не оставляйте данные ваших документов и не позволяйте снимать копии с них без излишней необходимости.
  • Не сообщайте никому пароли из СМС.
  • В любом случае проверяйте свою кредитную историю регулярно и не только в одном или двух бюро кредитных историй, ведь основных бюро — четыре.

Подсказка: получить кредитные отчёты в бюро кредитных историй можно бесплатно лишь дважды в год, но в последнее время на рынке появились сервисы бесплатной проверки кредитной истории сразу из нескольких бюро и бесплатно не менее 12 раз в год.

Что делать, если на ваше имя взяли кредит

Если в кредитной истории найдутся кредиты и займы, которые вы не брали, следует:

  • проверить доступ к порталу госуслуг — если не получается войти в профиль, значит был перехват и надо восстановить доступ;
  • проверить, не использовал ли ваши данные для получения денег близкий человек, ведь бывает и такое;
  • обратиться в полицию с заявлением об использовании персональных данных неустановленными лицами и получить подтверждение о приёме заявления;
  • получить отчёт из бюро кредитных историй — только в закрытой части кредитной истории есть информация о том, кто выдал кредит / заём;
  • надо обратиться в финансовую организацию, указанную в кредитной истории как кредитор, с заявлением о неправомерном использовании персональных данных, приложить бумагу из полиции, кредитную историю, требовать исправления кредитной истории;
  • в случае отказа финансовой организации — обратиться в интернет-приёмную Банка России;
  • через месяц после разрешения спора заново проверить кредитную историю и убедиться, что все обещания финансовой организации по урегулированию выполнены.



Источник: rg.ru Фото: www.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.