Только на складах, в ПВЗ и в числе курьеров задействованы
более 1,4 млн человек.
Компании из сегмента электронной коммерции,
в первую очередь крупнейшие маркетплейсы и службы доставки еды,
за последние три года создали сотни тысяч новых рабочих мест
и переманили на них линейный персонал практически из всех
отраслей. Это стало одной из причин тотального дефицита кадров
в стране и спровоцировало гонку зарплат, которую многие компании уже
не выдерживают, сказали собеседники Forbes
Масштабы явления
Аналитики РАН подсчитали, что в 2023 году общий дефицит
кадров в России составил 4,8 млн человек. В конце 2021 года
консалтинговая компания FinExpertiza подсчитала, что нехватка кадров
в России составляет 2,2 млн человек. Таким образом, за два года
дефицит вырос более чем вдвое. Если обратиться к данным Росстата,
то в декабре 2021 года уровень безработицы в стране составлял
4,3 % (3,2 млн человек), а в декабре 2023-го снизился
до 3 % (2,289 млн человек).
При этом проблема дефицита кадров возникла
не в 2022 году: ещё в начале 2021-го вице-премьер Марат
Хуснуллин заявлял, что только в строительном секторе дефицит кадров
составляет 1,5–2 млн человек.
Неудержимость
Точкой отсчёта новой эры в развитии российского
электронная коммерция принято считать 2020 год, когда из-за локдауна резко
выросла популярность сервисов доставок, маркетплейсов и других
интернет-магазинов.
Рост объёмов рынка сопровождался развитием
инфраструктуры и, разумеется, резким увеличением числа занятых
в секторе. Например, в 2020 году, по подсчётам Data
Insight, в России насчитывалось 46 тыс. пунктов выдачи заказов
(ПВЗ). А сегодня в России более 100 тыс. ПВЗ, подсчитали в
компании.
Кроме ПВЗ, неотъемлемая часть инфраструктуры электронной
коммерции — это склады. В 2020 году Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» суммарно
занимали 900 тыс. кв. м действующих качественных складских
площадей, в 2023 году — уже 5,1 млн кв м, подсчитал региональный
директор департамента индустриальной и складской недвижимости
NF Group Константин Фомиченко.
В работе склада площадью
100 тыс. кв. м в среднем задействовано 4000–5000 человек.
Например, на складе площадью 130 тыс. кв. м Ozon
заложил создание 7000 новых рабочих мест, Wildberries на складе площадью
100 тыс. кв. м предполагает создание 5000 рабочих мест.
Таким образом, с 2020 года количество сотрудников складов участников рынка
электронная коммерция должно было вырасти с 36 тыс. до 204 тыс. человек
по минимальным оценкам.
Самой «человекоёмкой» составляющей электронной коммерции
остаётся курьерская служба, говорят собеседники Forbes. Если в ПВЗ сегодня
работает 300 тыс. – 400 тыс. человек в стране,
то курьеров, даже постоянных, существенно больше, уточнил партнёр
аналитической компании Data Insight Федор Вирин. Так, 150 тыс. постоянно
работающих курьеров — это только объём Москвы.
Таким образом, только на позициях складских работников,
сотрудников ПВЗ и курьеров в сегменте электронная коммерция
задействованы более 1,4 млн человек, причём большинство этих рабочих мест появились
в период с 2020 по 2023 год.
Активный наём
Маркетплейсы и крупные интернет-магазины привлекают
персонал высоким уровнем зарплат, которые продолжают расти, констатировала
директор по персоналу ПЭК Виктория Цой. Поэтому водители, грузчики,
кладовщики, комплектовщики и другие сотрудники часто переходят
из других отраслей в сегмент электронной коммерции.
По итогам 2023 года средний уровень зарплат складского
линейного персонала увеличился более чем на 30 %, водителей
грузовиков — на 40 %, до 150 тыс. ₽, и продолжает
расти, подсчитала Цой. По итогам 2023 года себестоимость грузоперевозок
в России увеличилась на 30 %, одна из основных
причин — рост ФОТ (фонда оплаты труда). Из-за нехватки водителей
грузовиков уже сейчас простаивает до 18 % автопарка российских
компаний.
В последние годы действительно наблюдается высокая
волатильность зарплат у линейного персонала, сказала директор
по персоналу NOYTECH Supply Chain Solutions Вероника Зуева. То есть рост
может составлять до 20–50 % в год.
За 2023 год, по данным «Мигрант Сервиса», зарплата
иностранных граждан увеличилась почти в два раза на должностях
разнорабочих, упаковщиков и грузчиков. И примерно на 30 %
выросла зарплата сотрудников курьерских служб, клининговых служб
и пекарен.
Пострадавшие
Более других отраслей от агрессивного найма
со стороны электронная коммерция пострадал сегмент логистики. В складской
логистике крайне востребованы кладовщики, комплектовщики товаров, операторы
информационной системы управления складом (WMS), перечислила HR-директор NC Logistic
Ирина Пак. Этих же специалистов усиленно ищут и маркетплейсы.
По данным опроса «Мигрант сервиса», высокая зарплата
является определяющим критерием для 71 % соискателей,
а оформление по трудовому договору — для 50 %.
По данным опроса консалтинговой компании КСЛ, компании
сталкиваются с нехваткой комплектовщиков (29,1 %), кладовщиков
(22,4 %) и водителей складской техники (15,5 %).
В лидерах по потребности в персонале:
промышленность — 77,8 %;
электронная коммерция — 75 %;
Third Party Logistics, то есть вид логистики, при котором производитель
использует услуги аутсорсинга для управления цепочкой поставок (3PL) — 75 %;
дистрибуция
— 63 %;
производство — 65,5 %.
Ретейл тоже пострадал не меньше логистов.
Электронная коммерция на данный момент испытывает
дефицит на рынке труда, так как активно развивается и растёт. Как
правило, переманивают линейный персонал, HR и IT-специалистов.
Наталья Алёхина, директор по персоналу сети строительных гипермаркетов OBI
Комментарии (0)
Правила ›