Как регулировать работу маркетплейсов: мнения государства, бизнеса и экспертов разделились
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Первое публичное обсуждение законопроекта «О платформенной экономике»

Ассоциация цифровых платформ (объединяет Wildberries, Ozon, «Яндекс», Avito и «СберМаркет») организовала первое публичное обсуждение законопроекта «О платформенной экономике», которое прошло накануне в формате круглого стола. Встреча выявила полярные взгляды на цифровые платформы у регулятора торговли, бизнеса и делового сообщества, пишет «Коммерсантъ».
Напомним, законопроект «О платформенной экономике», опубликованный Минэкономики на прошлой неделе, призван ввести цифровые платформы как новый вид экономического агента в правовое поле, прописать для них правила игры, распределить ответственность, а также отрегулировать вопросы занятости, отделив сотрудников платформ (которым нужны трудовые гарантии) от партнёров, несущих предпринимательские риски.
Полярные позиции
Мнения участников круглого стола разделились. Эксперты считают, что основная задача законопроекта — сбалансировать в работе новых экономических агентов интересы рынка и государства, внушительную часть вопросов оставив на саморегулирование. Минпромторг же делает акцент на «кадровой составляющей» вопроса: доставка товаров с платформ оттянула из других секторов экономики 1,5 млн работников, а кадровый дефицит ухудшает экономическое положение рентабельных отраслей. Как подчеркнул первый замглавы Минэкономики Максим Колесников, «те вещи, которые мы постарались сейчас в законе сделать, должны были быть сделаны ещё вчера». В связи с быстро меняющейся ситуацией в дальнейшем документ можно будет доработать.
Ставка на саморегулирование
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, принявший участие в круглом столе, назвал шесть направлений регулирования платформенной экономики:
- качество продукции,
- контроль динамического ценообразования,
- конфиденциальность информации,
- налоговое обеление,
- платформенная занятость,
- модерация контента.
Практически все они могут регулироваться в первую очередь через саморегулирование и в каких-то случаях — через опережающее регулирование.
Поиск баланса подходов
Глава наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов отметил необходимость поиска баланса за счёт синтеза регуляторных, контрольных механизмов, а также механизмов добросовестного саморегулирования. Это позволит решать проблемы эффективнее и быстрее.
Так, саморегулирование может применяться к налоговой дисциплине и операторов цифровых платформ, и контрагентов. Фактически, так и происходит: как сообщают РИА «Новости», в следующем году крупнейшие маркетплейсы будут участвовать в эксперименте ФНС по оперативному обмену информацией, чтобы выявлять и предотвращать дробление бизнеса.
Судя по тому, как давно ведутся дискуссии о статусе и регулировании работы платформ электронной торговли, принятие законопроекта будет долгим и мучительным. А последующее внесение правок рискует растянуться на годы. Здесь как с методом слона в тайм-менеджменте: если хочешь справиться с огромным делом, начни делить его на маленькие кусочки и постепенно выполняй. Начало положено.
Материалы по теме
Контроль товаров на маркетплейсах усилят
Wildberries и Russ вместе с Роскачеством разработали руководство для безопасного онлайн-шопинга
Налоговая и маркетплейсы объединяют усилия по контролю за рисками продавцов
Большинство россиян не совершают важные покупки на маркетплейсах
Комментарии (0)
Правила ›