Как товары из Европы возят в Россию

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Взлом чуждой системы

В арсенале российского бизнеса нашлись способы обойти санкционные ограничения, порой довольно «творческие» — схема косвенного реэкспорта и «ложный транзит».

Наиболее ощутимыми оказались санкции Евросоюза, так как до «спецоперации» страны альянса были главными торговыми партнёрами России — на них приходилось более трети нашего торгового оборота.

Маршруты объезда

  • Первой жертвой ограничений стала авиация — в конце февраля ЕС полностью закрыл небо для российских самолётов.  
  • Параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов.  Под частичный запрет попали ЖД-перевозки.  
  • Отдельный удар пришёлся по автотранспорту — наиболее популярному способу доставки грузов из Европы.
  • Фурам с российскими номерами закрыли въезд на территорию ЕС.

Впрочем, российский бизнес быстро адаптировался. Часть перевозчиков перерегистрировала свои фуры в Казахстане. Большинство же перестроили логистику через соседние страны — тот же Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению. Правда, удлинение цепочек чревато не только увеличением сроков доставки, но и кратным (в два-три раза) ростом её стоимости — из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в третьих странах. Но выход есть.

Чтобы минимизировать издержки, используют схемы косвенного реэкспорта, сообщил гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Они позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну.

Схема косвенного реэкспорта

  • Европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной для России.   
  • При этом сам груз сразу отправляется в сторону России.   
  • По дороге фура с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран.    
  • В этот момент первый контракт заменяется новым — между компанией-посредником и конечным покупателем из России.    
  • После этого фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.   
  • Европейский товар может быть «перепродан» в Россию и без заезда на склад, прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути».  

 Ложный транзит

  • Есть и другая вариация — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. 
  •  Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. 
  • После пересечения российской границы автомобиль заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа российскому получателю». 
  •  После этого груз уже не покидает территорию России.

Преграды на пути

Схемы «абсолютно легальны», заверил гендиректор «Оптимальной логистики» Георгий Властопуло. Но их надёжность не всегда предсказуема. Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе — если попадётся слишком подозрительный таможенник.

Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников, отмечает учредитель VIG Trans Игорь Ребельский. Из-за боязни вторичных санкций они всё чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление.

Цепочка и затратная часть удлиняются, и на выходе, конечно, себестоимость кратно растёт.
Игорь Ребельский, учредитель VIG Trans

Кроме того, растут и аппетиты транспортных компаний-посредников. Помимо накладных расходов, в которые входят транспортные услуги и таможенное оформление, они, как правило, претендуют на 5-10 % от суммы контракта, рассказал Игорь Ребельский. А если сделка касается дефицитных категорий товаров, компании-посредники могут в два раза увеличивать ценник на свои услуги.

Чтобы исключить жадных контрагентов из цепочек, российские логисты стали открывать за рубежом свои компании. Но и с этим возникли сложности. Георгий Властопуло описал проблемы в Казахстане.

Мы столкнулись с большими трудностями. Во-первых, вместо двух недель открытие компании затянулось на полтора месяца. А счета в банке, которые должны были открыться за два дня, не открылись за две недели.
Георгий Властопуло

О Грузии рассказал Игорь Ребельский. Главный плюс там — льготный таможенный режим для местных компаний, который позволял не растаможивать ввезённый для дальнейшего реэкспорта товар. Правда, вскоре оказалось, что Грузия «не готова работать в формате реэкспорта» с Россией, сообщил эксперт.

Санкционный товар она не пропускает даже транзитом. Разворачивает.
Игорь Ребельский

Схемы косвенного реэкспорта — это временный выход из сложившейся блокады, а не «логистика 2.0», отметил Георгий Властопуло. Использовать их в промышленных масштабах не получится из-за большого количества рисков, сказал логист.

Источник: www.forbes.ru Фото: www.pexels.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.