Кто и почему выступает за маркировку товаров

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Не останавливать её внедрение попросили правозащитники

Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) выступила за сохранение темпов внедрения системы маркировки для всех категорий товаров. Свою позицию она изложила в письме председателю правительства Михаилу Мишустину. По мнению авторов письма, маркировка поможет сдержать рост цен, товары будет легче контролировать и не допускать спекуляций. Представители бизнеса уверены: маркировка не решит этих проблем. Экономисты считают иначе. Тема важная и для отрасли канцелярских товаров тоже.

Ранее правительство частично упростило дальнейшую реализацию внедрения маркировки продукции. 30 марта Михаил Мишустин подписал постановление, по которому начало обязательного этапа маркировки молочной продукции для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов отложено до 1 декабря 2023 года, ретейлерам дан срок по молоку до сентября текущего года, а по бутилированной воде — до марта 2023 года. При этом уже внедренная для ряда категорий товаров маркировка сохранится. Добровольные эксперименты по маркировке пива, БАДов, антисептиков и медизделий тоже будут продолжены.

Справка

«Честный знак» — национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. Оператором системы маркировки в России является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — это совместный проект USM Алишера Усманова («ЮэСэМ Технологии», 50 %), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25 %) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25 %). Напомним, что маркировку продукции ввели по закону, принятому ещё в 2018 году по инициативе премьера Дмитрия Медведева. К 2024 году планируется создать единую систему маркировки большинства значимых товаров. 

Необходимость маркировки

«Общественная потребительская инициатива» против приостановки внедрения маркировки. По мнению организации, она прежде всего позволит сдержать рост цен, который вызывает у россиян «небеспричинное беспокойство». По данным Росстата, годовая инфляция в России на 25 марта ускорилась до 15,66 % по сравнению с 14,53 % неделей ранее. Это рекордный показатель с сентября 2015 года, тогда годовая инфляция составляла 15,7 %.

По мнению ОПИ, нужно сохранить темпы внедрения маркировки для всех категорий товаров. Это «позволит государству в режиме реального времени получать объективные и независимые данные по запасам продукции в оптовом и розничном звене и своевременно пресекать манипуляции и спекуляции торговых сетей, посредников и производителей». В ОПИ указали, что потребители также смогут отслеживать наличие товаров в магазинах, а при их отсутствии сообщать в контрольные органы.

Данные системы маркировки помогут избежать негативных эффектов при импортозамещении и развитии параллельного импорта: будет доступна информация об объёме производимой в стране продукции и действительных (а не лоббируемых бизнесом) потребностях в импорте. В ОПИ подсчитали, что среди мясных и рыбных консервов, детского питания, алкогольной продукции, кормов для животных процент фальсификата составляет от 20 до 90 %. И количество нарушений в этих и других сегментах снизится благодаря маркировке. Речь идёт о лекарствах, табаке, изделиях лёгкой промышленности (одежда и обувь), парфюмерии.

В Минпромторге сообщили, что ведомство поддерживает инициативы, направленные на противодействие незаконному обороту промышленной продукции. С учётом легализации параллельного импорта, а также смягчений в сфере технического регулирования возрастает роль маркировки по защите потребителей и рынка от потенциально опасной продукции.

Именно поэтому правительство поддерживает дальнейшее развитие и использование государством, бизнесом и потребителями возможностей системы маркировки товаров. Точечные решения о переносе сроков некоторых этапов обязательной маркировки были приняты лишь в отношении молочной продукции и воды для отдельных участников — ресторанов, фермеров, а также розницы в части требований о предоставлении сведений в систему маркировки о выбытии товаров на кассе, указали в Минпромторге.

Мнение экономистов и бизнесменов

Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Игорь Строганов отметил, что маркировка товаров — не панацея, но в целом польза от неё несомненна.

Маркировка нужна, особенно в условиях параллельного импорта. Так мы сможем отличать российские качественные товары от товаров неизвестного происхождения. Да и с дефицитом российских товаров можно будет разбираться быстрее, ведь вместо чиновника-проверяющего, в его роли выступит сам покупатель. Понятно, что ввод маркировки для всех необходимых видов товаров означает значительные траты государства и определённую нагрузку на предпринимателей. Но если мы хотим жить в прозрачной экономике и пользоваться товарами высокого качества, за это нужно, безусловно, платить.
Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина уверена: на фоне сложившейся экономической ситуации подписанное 30 марта постановление не выглядит критичным для планомерного внедрения маркировки товаров, рассчитанной до 2024 года.

Сейчас в стране уже промаркировано большое количество групп товаров. Список каждый год пополняется. В плане на 2022 год включено девять групп товаров. Принятие отсрочки маркировки молочной продукции для сельскохозяйственного сектора связано с необходимостью поддержки таких предприятий.
Ольга Панина, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при правительстве РФ

Представители бизнеса уверены, что маркировка не поможет в решении проблем, обозначенных ОПИ.

Инфляция действительно растёт, и причины этого прямо связаны с действиями иностранных государств. Но маркировка товаров никоим образом не способна этому помешать. По данным нашего опроса февраля 2022 года, 51,6 % предпринимателей из-за маркировки подняли цены, то есть она, наоборот, способствует инфляции. Маркировка — для спокойного времени. Сейчас главное — насытить рынок товарами.
Антон Свириденко, руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Борисе Титове

По его словам, мониторинг реальной ситуации необходим, но Федеральная налоговая служба успешно справляется с ним, используя свой действительно современный и продвинутый инструментарий.

А инфляцию считает Росстат, вообще не основываясь на данных системы маркировки. Нам нужна глубокая проработка экономических решений, а не болтовня. В конце концов, новые проекты по маркировке уже приостановлены непосредственно по инициативе штаба по повышению устойчивости экономики — это ли не сигнал.
Антон Свириденко, руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Борисе Титове

Маркировка игрушек и товаров для творчества

Напомним, что в феврале 2022 года Минпромторг предложил Ассоциации предприятий индустрии детских товаров ввести обязательную маркировку «Честный знак» на некоторые виды игрушек и товаров для творчества: краски, пластилин, смеси для лепки, кукол и фигурок людей и животных, настольные игры, самокаты, игрушечные гоночные машины и оружие.

Участники рынка сразу выразили опасение, что это приведёт к заметному подорожанию самых дешёвых товаров указанных категорий. Председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац представил расчёты, согласно которым после введения маркировки игрушки и товары для творчества вырастут в цене в полтора раза. В марте стало известно, что маркировка этой категории продукции приостанавливается. Об этом Борис Кац рассказал в ходе онлайн-конференции «Канц.клуба».

Мы сделали детальный расчёт, который показали в Минпромторге и комиссии по МСП Госсовета, что для нашей отрасли, в которой товары в огромном количестве дешёвые, маркировка «Честный знак» — это катастрофа. Последним штрихом должно было быть совещание в Госдуме. Но за два часа до совещания было принято решение, что по нашим товарам всё приостанавливается.
Борис Кац, председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо»

Комментарий редакции

Получается, пока одни компании заняты выживанием в новых экономических условиях, другие участники рынка думают о своём обогащении. Слушайте, не зря маркировку продукции приостанавливают, а то и совсем отменяют. Может быть, есть отрасли, где введение маркировки дало положительный эффект, но вводить её в канцелярские товары, хоббийку и товары для творчества — преступно. Пострадает вся товаропроводящая цепочка: производители, дистрибьюторы, ретейлеры, а в конечном счёте — потребители.
Роман Белопухов, главный редактор издания про людей, канцтовары и бумагу «Сегмент.ру»
Источник: www.gazeta.ru Фото: pixabay.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.