14.07.2022, 16:46
1866
0
Где и как ретейлеру искать помещение для торговли
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
О сегментах торговой недвижимости и перспективах для арендаторов сегодня
Что происходит с ТЦ
Крупные региональные форматы
- площадь — более 60 тыс. кв. м
- всегда привлекали международные бренды
- вакансия крупных ТЦ в среднем выросла на 30-40 %
Заменить крупных операторов сегодня некем, огромные пространства пустеют и зияют дырами витрин. Но нельзя не отметить, что есть условно топ-30 ТЦ по стране, которые всё ещё держат позиции, и пока очереди арендаторов к ним не редеют. Это исключения, но они есть.
Небольшие районные ТЦ
- традиционно не было и нет больших площадей и потоков, способных соблазнить крупный международный бренд
- уровень вакансии ниже
- заменить арендатора на площади 100 кв. м куда проще даже в текущем положении
На фоне региональных крупных форматов куда менее пострадавшими выглядят небольшие районные ТЦ. Они не стали успешнее на фоне кризиса, не перетянули на себя трафики, — просто в большей степени соответствуют сегодняшнему дню и запросам покупателей. Формат у метро, в жилом массиве актуален не для масштабных закупок на неделю, а для насущных, злободневных. В районные ТЦ все проживающие в округе горожане как ходили, так и ходят. Ну разве что потребительская корзина стала чуть меньше.
Стрит-ретейл
- уровень вакансий стал расти, но пока не так динамично, как в ТЦ
- наблюдается освобождение дорогих площадей на центральных улицах, но это только начало (развитие событий увидим ближе к осени, когда вернётся из отпусков активная часть населения, начнут закрываться региональные производства, а логистические цепочки всё ещё не будут восстановлены)
Вот тогда мы почувствуем приближение дна. И главным его вестником будут не столько опустевшие полки с надписями CHANEL или LEVI’S, сколько резко упавшая покупательская способность. Исходя из оборотов, прогнозируемых на таком дне, можно будет начать выбирать точку в формате стрит-ретейла.
Кто виноват
Часть ТЦ медленно деградировала долгое время до пандемии… И виной тому было то, что они считали себя хозяевами положения. Мы оптимизировали условия по аренде для клиентов, но наши встречные пожелания большинство арендодателей не слышали. Мы говорили, что в старых концепциях наши обороты не могут увеличиваться, что людям давно уже недостаточно торговой функции, — они приходят в ТЦ для социализации, хотят впечатлений, решения совершенно других задач. Но зачем было нужно меняться центрам, если на них работали трафики современных актуальных концепций?
- отсутствие грамотного маркетинга,
- нежелание вкладываться в развитие общих зон,
- нежелание привлекать развлекательные форматы, не приносящие большую прибыль, но создающие необходимую для покупок атмосферу и поддерживающие тонус ТЦ.
Если до февраля мы на каждом углу говорили о необходимости пересматривать свои концепции и принципы взаимоотношений между арендаторами и арендодателями, сейчас уже странно об этом говорить. Очевидно, что ТЦ необходимо сделать всё, чтобы занять пустующие площади на любых условиях.
Что делать
Что могут предложить ТЦ
Как реагировать арендаторам
Осторожно мы бы пока рекомендовали рассматривать варианты аренды в формате стрит-ретейла. Но в целом лучше занять выжидательную позицию, поскольку, если трансформация в самом начале, сложно сделать точный прогноз по конкретной точке.
Новые явления на рынке торговой недвижимости
- Некоторые собственники, предчувствуя, куда катятся ставки, пересматривают модели своих бизнесов. Например, владелец двух помещений в хороших локациях стал расширять находившиеся там же собственные пекарни, вытеснив арендаторов, которым годами сдавал не использующиеся для собственных целей метры. В сложившихся условиях это оптимальное решение.
- Многие арендаторы начинают рассматривать не только арендные отношения, но и приобретение помещения, если цена обеспечивает окупаемость инвестиций менее шести лет. Цены на покупку торговой или производственной недвижимости пока не начали массово снижаться, хотя отдельные интересные предложения есть.
С точки зрения прямых инвестиций я бы не стал их рассматривать в непрогнозируемых реалиях, однако в долгосрочной перспективе под некоторые виды бизнеса приобрести свою площадь будет выгодно. Впрочем, сегодня все стратегии перестраиваются, нужно смотреть шире, и, как это цинично ни звучит, брать от кризиса всё, что он неизбежно предлагает людям, способным рушить шаблоны — прежде всего, в своих головах.
Как выбирать локацию/помещение для новой точки
- Произвести анализ по аналогам уже открытых точек, чтобы определить целевые значения (речь об оборотах в аналогичных ТЦ или форматах стрит-ретейла).
- Произвести анализ параметров помещения и его состояния (любое из них потребует инвестиций в открытие, их следует оценить).
- Понимая обороты будущей точки и инвестиции, сформировать модель доходности, из которой можно будет определить оптимальную для бизнеса ставку аренды.
- Провести переговоры с собственником: если его предложение выше полученной при расчётах ставки, в торгах существенно поможет произведённый анализ. Та дельта, о которой будет идти спор, и есть необходимая арендатору скидка, обоснованная его будущей доходностью.
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›«Восьмая Канцференция „Канцклуба“»: люди
31 июл
941
Товарные обзоры
Все обзоры ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
01 окт
505
Комментарии (0)
Правила ›