Ноябрь — традиционный старт самых масштабных распродаж не только в России, но и в мире. Заядлые шопоголики начинают разминаться ещё на Всемирный день шопинга 11 ноября, но основные силы берегут для «чёрной пятницы» — крупнейшей распродажи, когда продавцы значительно снижают цены на большинство товаров. Вместе с РБК Life рассказываем, в чём суть названия акции, когда «чёрная пятница» будет проходить в России и как её участники могут сэкономить.
«Чёрная пятница — 2024» в России начнётся в полночь 29 ноября и продлится все выходные, до 23:59 1 декабря. Однако продавцы вправе расширять и сдвигать эти временные рамки.
Интернет-магазины понимают: аудиторию нужно хорошенько прогреть. Поэтому могут предлагать скидки на различные группы товаров гораздо раньше. Например, маркетплейсы готовы продавать внушительную долю ассортимента по сниженным ценам весь ноябрь, а в декабре делать уже другие, предновогодние, но тоже часто выгодные предложения.
Большинство онлайн-ретейлеров настроены на распродажи
Роскачество рассказало об основных манипуляциях онлайн-продавцов на распродажах
Склады маркетплейсов оказались не готовы к сезону распродаж
Мамы выбирают маркетплейсы для покупок детям
Покупатели в основном доверяют отзывам
Селлеры просят остановить автоакции
«Чёрная пятница» — это следующий день после Дня благодарения в США (последний четверг ноября). В 2024 году его отмечают 28 ноября. После праздника у американцев традиционно стартуют рождественские распродажи.
Сам термин «чёрная пятница» появился в 1869 году, когда финансисты с Уолл-стрит Джей Гулд и Джим Фиск скупили национальное золото, планируя перепродать его по выгодной цене и на этом заработать. 24 сентября, в пятницу, заговор раскрыли, фондовый рынок обвалился, а миллионы американцев разорились.
Более красивая легенда происхождения термина связана… с бухгалтерами. Якобы раньше они отмечали убыток красными чернилами, а прибыль — чёрными. Причём чёрный цвет появлялся в отчётах по продажам именно во время распродаж после Дня благодарения.
Настоящая история происхождения «чёрной пятницы» отсылает к середине XX века. В Филадельфии термин использовали полицейские, чтобы описать хаос, который начинался после Дня благодарения и длился до ежегодного субботнего матча по американскому футболу между армией и флотом. В этот период в город прибывало огромное количество туристов, которые не только болели за любимые команды, но и опустошали местные магазины, и полицейским приходилось работать сверхурочно.
Постепенно словосочетание «чёрная пятница» так прижилось в Филадельфии, что дало название акции, которая сегодня известна во всём мире.
Во время акции покупатели могут приобрести товары со скидками как в розничных, так и в интернет-магазинах. Большинство маркетплейсов выгрузили акционные товары в специальный раздел, чтобы их было удобнее найти. Наиболее крупные МП и интернет-магазины уже анонсировали даты проведения «чёрной пятницы» на своих площадках.
Ozon: 15 ноября — 3 декабря.
«Яндекс.Маркет»: 12 ноября — 1 декабря.
Wildberries: 16–27 ноября.
AliExpress: 22 ноября — 3 декабря.
Lamoda: 13–29 ноября.
«Золотое яблоко»: 1–30 ноября.
«Л'Этуаль»: 1 ноября — 1 декабря.
«М.Видео»: 22 октября — 1 декабря.
DNS: 22–27 ноября.
Hoff: 12 ноября — 1 декабря.
Выделите на покупки определённую сумму и старайтесь не превышать установленный лимит. Так, согласно опросу онлайн-сервиса альтернативного кредитования Moneyman, в 2024 году половина россиян указала в качестве верхней границы трат 20 тыс. рублей, диапазон от 20 тыс. до 40 тыс. рублей назвали 16,2 %. Ещё 12,4% потратят свыше 40 тыс. рублей. Кроме того, пятая часть опрошенных пока не определилась с суммой.
Подумайте, какие товары и услуги вам необходимо приобрести. Именно они должны быть первыми в вашем списке. Спонтанные покупки и так называемые необязательные хотелки можно будет купить, если останутся свободные деньги, выделенные на «чёрную пятницу».
Чаще всего на больших распродажах россияне покупают электронику и бытовую технику; одежду, обувь, аксессуары; товары для дома; билеты на культурные мероприятия; товары для красоты, здоровья, спорта.
Цена на один и тот же товар у разных продавцов может отличаться. Перед покупкой лучше найти несколько предложений и сравнить предлагаемые варианты.
Размер скидки зависит от товарного сегмента: в каждом из них есть своя наценка и маржинальность (уровень заработка ретейлера). Например, в электронике она чаще всего не превышает 15 %, поэтому большие скидки встречаются редко. На одежде и аксессуарах скидка до 90 % вполне реальна.
Однако помните, что в погоне за выгодой продавцы часто изначально сильно завышают цену, чтобы потом сделать на товар большую скидку и продать его якобы выгодно для покупателя. Например, по мнению экспертов, почти половина скидок на распродаже «11.11» оказались фейковыми. Чтобы не обмануться, начните отслеживать стоимость интересующих вас позиций до начала «чёрной пятницы».
В преддверии «чёрной пятницы» активизируются злоумышленники — рассылают письма с фишинговыми ссылками на заманчивые предложения. Часто они ведут на копию известного интернет-магазина.
- не переходите по ссылкам в электронных письмах и не оплачивайте там товар. Возможно, это фишинговое письмо, с помощью которого мошенники хотят узнать данные вашей банковской карты;
- перед покупкой проверяйте реквизиты компании: обычно злоумышленники их не указывают. Также обратите внимание на логотип, название сайта;
- убедитесь, что на сайте есть SSL-сертификат, удостоверяющий подлинность ресурса: в таком случае адрес сайта будет начинаться с «https://». Если ресурс начинается с «http://» — это повод не доверять продавцу;
- используйте для онлайн-покупок мобильные приложения, скачанные по ссылке с официальной страницы торговой площадки;
- для максимальной безопасности заведите специальную виртуальную карту для оплаты покупок и привяжите её к отдельному счёту с небольшим количеством денег.
- ни в коем случае не сообщайте продавцу пароль ПИН-код банковской карты или номер CVV — такое требование незаконно!
Многие популярные сайты для онлайн-шопинга предоставляют карты клиентов, дополнительные баллы или кешбэк от покупки. Изучите систему лояльности конкретного магазина до распродажи.
После марафона скидок «чёрной пятницы» приходит «киберпонедельник». Это акция отличается тем, что проводится только в онлайн-формате. За рубежом она начинается в первый понедельник после «чёрной пятницы». А вот в нашей стране даты сильно смещаются. В 2025 году «киберпонедельник» в России пройдёт 27 января.
Но совсем необязательно ждать выгодных предложений так долго. Традиционно в преддверии Нового года многие ретейлеры снижают цены на свои товары, а в январские праздники ещё активнее проводят различные акции, чтобы подстегнуть покупателей приобрести товар.
Фото на превью: freepik.com.
Комментарии (0)
Правила ›