Как отрасль справляется с падением спроса и конкуренцией с маркетплейсами
За последний год в России закрылось 220 книжных магазинов — это в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Всего на ноябрь 2024-го в стране работают 2450 книжных магазина. Такую статистику привела президент Ассоциации книгораспространителей (АСКР) Светлана Зорина. По мнению участников рынка, основная проблема в маркетплейсах, позволяющих покупать книги на 30, а то и на 50 % дешевле. Но меняется не только формат продаж — меняется и ситуация с самим книгоизданием. В чём причины кризиса, разбираемся вместе с «Коммерсантом».
Осторожно, магазины закрываются…
С ноября 2023-го по ноябрь 2024-го в сети «Читай-город» закрылись 18 магазинов, а открылись только 12, рассказал её представитель.
У екатеринбургской сети «Живое слово», по словам директора её компании-владельца «Люмна» Галины Ильиной, за указанный период прекратили работать шесть магазинов.
Сеть «Амиталь», присутствующая в Воронежской, Липецкой, Белгородской и Курской областях, закрыла четыре магазина, говорит её совладелец Татьяна Ларина.
В конце ноября и вовсе прошла информация, что один из старейших книжных магазинов Москвы «Библио-Глобус» может уйти с рынка: на ЦИАНе появилось объявление о сдаче в аренду помещений этой торговой точки. Однако в комментарии Business FM представители магазина пояснили, что закрывать его не планируют, но действительно хотят сдавать в аренду часть помещений — по соображениям экономики.
Конкуренция с маркетплейсами
На сегодняшний день главные враги книжных магазинов — маркетплейсы, откровенно демпингующие цены на книги. Как пояснила Светлана Зорина, по некоторым позициям издательства и книжные магазины пересматривают цены, чтобы соответствовать интернет-площадкам. И если выручка остаётся примерно на прошлогоднем уровне, то падение продаж в экземплярах продолжается и сегодня составляет 8 %.
Падает трафик, мы считаем не просто пришедших в книжный магазин, но и купивших книгу. Приходят, смотрят книги, как витрину, выбирают, а потом заказывают на маркетплейсах, потому что цена имеет принципиальное значение для покупки. Второй год подряд в рамках ассоциации мы инициировали проект с издателями, когда на ряд товаров снижается цена, и она максимально приближена к цене на маркетплейсах.
Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей
Книжная сеть «Читай город — Буквоед» в начале ноября договорилась с издательством «Эксмо-АСТ» и группой «Альпина» о снижении цен на новинки. По сравнению с прошлым годом показатели стали меньше на 20 %.
Напомним, за год «Читай-город» закрыл 18 магазинов — в основном это маленькие торговые точки в непроходных локациях. Сейчас, по словам ведущего пиар-менеджера федеральной книжной сети Полины Маннановой, владельцы стремятся открывать магазины в топовых локациях с большим оборотом, а также в небольших городах, где сеть ещё не представлена.
Что говорить о традиционных книжных магазинах, если с маркетплейсами не выдержал конкуренции даже федеральный книжный интернет-магазин «Лабиринт».
Издание и распространение книг в Российской Федерации необходимо регулировать законодательно, считает советник президента РФ Елена Ямпольская. Её мнение, высказанное в рамках XI съезда Российского книжного союза (РКС), приводит ТАСС.
Издание и распространение книг в Российской Федерации, то есть не периодических печатных продукций, — это едва ли не единственная отрасль, которая не регулируется законодательно. <...> Я бы предложила в рамках работы РКС подумать над этой темой. Не надо ли всё-таки нам создать федеральный закон об издании о распространении книг в Российской Федерации?
Елена Ямпольская, советник президента РФ
Учреждение государственного реестра издательств необходимо для того, чтобы было понятно «что происходит в этой сфере», считает советник президента РФ.
Однако писатель, лауреат литературной премии «Ясная Поляна» Леонид Юзефович в беседе с ТАСС назвал это предложение «фантастическим» и добавил, что такое регулирование трудно реализуемо в силу масштабов выпускаемой литературы.
Книжные магазины будущего
Некоторые владельцы книжных магазинов видят выход в новых форматах торговых точек. Ещё в начале 2000-х они стали отходить от привычных магазинов в сторону создания «третьих мест» — тематических локаций, притягивающих покупателей, искушающих проводить здесь дольше времени: так в точках реализации появлялись кафе, детские комнаты, кино- и театральные залы. Этот синтез позволял существенно увеличивать продажи.
Ещё один тренд, позволяющий укрепить отрасль, — это сотрудничество игроков рынка. Например, издательства «Чтиво» и «Все свободны» в течение года запустят совместный книжный магазин в Санкт-Петербурге.
Прямо сейчас вместе с основательницей «Все свободны» Любовью Беляцкой наше издательство «Чтиво» инициирует запуск нового книжного магазина, который будет специализироваться на книгах независимых издательств, их уже достаточно много. Мы ведём поиск партнёров, собираем больше инвесторов. Что касается конкуренции с маркетплейсами, это очень разные сферы, потому что определённая культура и стиль жизни людей, которые читают книги независимых издательств, — это совсем другое, нежели культура потребления тех, кто пользуется маркетплейсами.
Сергей Дедович, шеф-редактор независимого издательства «Чтиво»
«Читай город — Буквоед», издательский холдинг «Эксмо-АСТ» и «Альпина» приняли решение снизить цены на книжные новинки в офлайн-магазинах на 17-20 % по сравнению с 2023 годом. По словам гендиректора книжной сети Александра Брычкина, цель такого снижения заключается в желании приблизить розничные цены к более низкому уровню цен маркетплейсов.
Также в качестве одной из мер поддержки Ассоциация книгораспространителей предложила включить покупку книг в программу «Пушкинская карта».
Мы неслучайно посвятили отдельный материал ситуации с книжными магазинами. Это не только смежная с канцелярской отрасль — у них обеих и проблемы практически идентичные. И тут снова меняйся или умри. Маркетплейсы всё сильнее и болезненнее наступают на пятки и горло традиционной рознице, владельцы магазинов вынуждены, как Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, «чтобы оставаться на месте, бежать изо всех сил»…
От себя можем добавить, что в торговле на войне все средства хороши. Зонирование пространства, выделение тематических залов и секций, организация небольшого читального зала прямо в магазине, развитие дисконтной системы и подарочных сертификатов, проведений презентаций, бесплатных лекций, мастер-классов, даже наличие места для продажи электронных книг — всё это может сделать книжный магазин точкой притяжения людей, которым важно не просто потребить художественный текст, но выбрать книгу в приятной обстановке, прочитать в подходящей атмосфере, а может, и обсудить с такими же заинтересованными читателями. Канцелярские магазины тоже смотрят в сторону экспертности и создания «третьего места». Книжным сам бог велел.
Комментарии (0)
Правила ›