Здравствуйте, уважаемые читатели, коллеги и друзья. Я считаю необходимым рассказывать вам о людях, которыми восхищаюсь, на которых равняюсь и с кем мне посчастливилось познакомиться. Конечно же, они так или иначе связаны с канцелярской отраслью, ведь такое у нас издание.
Сегодня я представляю вам интервью с человеком, которого давно знаю, чей авторитет для меня непререкаем. Человек, которого я искренне уважаю и к чьему мнению всегда прислушиваюсь. Его сила, целеустремлённость и воля мотивируют меня и заряжают энергией двигаться дальше. Единомышленник, чей вклад в дело просвещения в области перьевых ручек сложно переоценить. Знакомьтесь!
Автор, художник, фотограф, блогер, нибмейстер, ручечный энтузиаст — это неполный список званий моего друга из Киева Андрея Ленского. В узких кругах он известен тем, что ведёт блог о перьевых ручках. А в ещё более узких Андрея знают как потрясающего художника и мастера по настройке, ремонту и доводке перьев для перьевых авторучек — того самого нибмейстера, да.
Нибмейстер (англ. Nibmeister) — мастер, занимающийся исправлением и доводкой перьев перьевых ручек. Он выправляет погнутые перья, перетачивает из одного размера в другой (из большего в меньший), а может и совсем изменить форму наконечника пера. Нормальная практика нибмейстера — реставрация винтажных ручек, если они не убиты окончательно. Нибмейстер — это одновременно почётное звание и признание мастера своего дела в ручечном сообществе.
— Привет, Роман! Мне 49 лет, я живу в Киеве. Ещё во время учёбы в институте пошёл работать в только появившиеся коммерческие фирмы, осваивал Autocad и созданную тогда 3D Studio, мечтал когда-нибудь добраться до Softimage, если кто-то знает и помнит, что это. :) Потом трудился на телевидении — сначала обычном, затем музыкальном. На MTV Russia когда-то выходил проект «Украинская 20-ка», — я делал графику («упаковку») этой программы. В общем, общался с творчеством как мог. :)
— Увлечение перьевыми ручками у меня проходило в два этапа. Первый был в далёком детстве — в третьем или четвёртом классе. Тогда я нашёл первую перьевую автоматическую ручку в комоде у своего дедушки. :)
Она была недорогая, стоимостью 35 копеек, с пипеточной системой заправки, корпусом из бакелита и полностью открытым большим пером (против популярных клонов Parker 51), что меня, видимо, и привлекло. Я до сих пор отдаю предпочтение перьевым ручкам с таким пером. Помимо этого, удивила возможность получать нестандартные оттенки, если заправлять ручку другим цветом, не промывая. :) Тогда я чередовал синие и зелёные чернила «Радуга», которые, смешиваясь, давали различные бирюзовые тона.
Эта ручка у меня есть и сейчас, но, к сожалению, в нерабочем состоянии. Года три назад я решил её обслужить, подумав, что уже порядком поднаторел в ремонте. В итоге во время разборки сломал эбонитовый фидер: он сильно прикипел к секции. Так что сейчас инструмент лежит и ждёт своего часа для восстановления.
Второй ручкой, которая стала моей основной на следующие пять лет (с пятого по десятый класс), был советский клон Parker 51 из набора «Олимпиада-80». Он тоже существует по сей день. К сожалению, тоже в нерабочем состоянии. Так как в те времена качество материалов было очень нестабильным, спустя годы секция растрескалась, но для меня ручка ценна как память, ибо её мне подарил отец.
Обслужить ручку — в среде любителей пишущих инструментов это термин, означающий, что специалист провёл над ручкой комплекс мероприятий, чтобы привести её в рабочее состояние. Например, нибмейстер
заменил сак (пипетку) у винтажной перьевой ручки, промыл фидер или заклеил баррель. Если провести аналогию, это как предпродажный сервис б/у автомобиля в автосалоне.
Второй этап — осознанное увлечение перьевыми ручками — начался в 2016 году, когда для одного моего проекта я решил ознакомиться с искусством каллиграфии. Тогда даже не представлял, что это такое, просто хотел сделать курсивную надпись à la от руки, не используя распространённый шрифт Windows. Я немного поискал в Интернете и через пару дней купил упаковку перьев Tachikawa G Titanium, держатель же перьев нашёл в своём архиве школьной канцелярии. Ещё приобрёл какую-то дешёвую чернильную авторучку на AliExpress за 1,5 доллара. :) Когда она пришла и я попробовал писать ею, оказалось, что перо не даёт никакой вариативной линии: просто моноширинную, как шариковая ручка.
Было решено уделить больше времени изучению вопроса. Так я нашёл крупный и, наверное, единственный русскоязычный ресурс-сообщество о перьевых ручках — форум «ЭлитПен.ру», который за один месяц прочёл почти полностью. После этого зарегистрировался и задал там свои первые вопросы по гибким перьям.
Месяц чтения раскрыл для меня много аспектов, о существовании которых я даже не подозревал. Одним из них стало откровение, что гибкие перья в современных ручках — это, скорее, исключение из правил. За относительно небольшие деньги можно было найти гибкие перья лишь в винтажных ручках, поэтому я пошёл ловить удачу на eBay. Обратной стороной медали стало состояние таких инструментов — условно «из комода моего дедушки». Для нормальной работы они требовали ремонта или как минимум обслуживания и профилактики. Вот я и начал этим заниматься. Так что если говорить о первой ручке в осознанный период, то для меня ею стала винтажная немецкая Geha Schulfuller Reservetank модели 700 из 50-х — одна из самых любимых и сейчас.
Перьевая ручка Geha Schulfuller Reservetank модели 700
Первые полгода-год второго этапа я интересовался только винтажными ручками, покупал самые разные, практически без разбора, главное — чтобы хотелось. Получилось, что в основном они были французскими: Unic, Edacoto, Bayard… Но попадались и немецкие, и американские. В этот период я получил огромный опыт по ремонту и настройке.
А из современных ручек, не помню, какая была первой, ибо никогда не придавал им особого значения. Вероятно, это был инструмент одного из коллег, требующий ремонта. Свою собственную купил наверняка исключительно из утилитарных целей: чтобы иметь под рукой конструкцию, на которой можно было бы обслуживать чужие перья.
Отвечая несколько лет назад на вопрос, что меня интересует в современных ручках, я сказал, что по большей части внешний вид (дизайн): ничто человеческое мне не чуждо. :) Сегодня моё мнение не изменилось, разве что могу добавить: ещё и размер. Винтажные ручки, если не брать во внимание дополнительную работу ювелиров по украшению в виде серебряных и золотых накладок (overlays) и отдельные дизайны типа Eversharp Doric, были достаточно простыми и, как правило, небольшого размера.
Винтажная перьевая авторучка на примере Waterman. Источник: https://www.etsy.com/listing/839913056/vodanoj-bezopasnosti-pero-42-granenoe
К услугам современных дизайнеров и новые материалы в виде различных металлов, акрилов, целлулоидов, и удивительные технологии обработки вроде станков с ЧПУ, способных создавать практически любые формы по компьютерным лекалам. Словом, они ничем не ограничены в своих фантазиях! Есть даже мастер, создающий ювелирные шедевры из драгоценных металлов на 3D-принтере.
А вот современные перья, к сожалению, обладают вполне заурядными и типичными (близкими друг к другу) свойствами, хотя, по сути, это сердце перьевой ручки. И это ощутимо снижает мой интерес к ним. На данный момент я стараюсь покупать современные ручки, только если их перья обладают какими-то нестандартными свойствами мягкости или гибкости относительно собратьев. Или очень распространённые и ходовые модели из соображения обслуживания чужих перьев.
Перьевая авторучка, напечатанная на 3D-принтере. Источник: https://www.pjotrpens.com/
— Тут всё очень просто. Когда я в начале своего увлечения столкнулся с необходимостью ремонта винтажных ручек, иногда приходилось перед ремонтом тратить не один день на поиск информации по разборке и устройству, чтобы «что-то не сломать». Собственно, так и родилась идея куда-то складировать свои опыт и знания, чтобы делиться с другими увлечёнными людьми и собирать некую базу полезной информации в одном месте.
А что значит запуститься на популярной платформе? Имеется в виду публиковать обзоры на специализированных ресурсах типа тематических форумов или Instagram, Facebook, Pinterest? Я сначала так и делал — первые пару лет выкладывал свои описания на упомянутом выше форуме elitepen.ru/forum. Потом оказалось, что они всё равно теряются в общей массе и найти их при необходимости крайне проблематично, это стало заметно по вопросам, задаваемым на форуме.
Когда у тебя есть пять или десять ручек, которые ты хочешь обсудить с сообществом, форум — удобное, логичное и правильное место. Но если появляется информация о 50, 100 инструментах и более, то уже имеет смысл систематизировать знания в отдельном месте, где они не потеряются и не исчезнут. И лучшее место — это как раз персональный сайт или блог.
Я обычный человек и не в состоянии держать всю информацию на первой странице своей памяти. Так что сам частенько использую свой сайт как библиотеку, когда нужно что-то вспомнить.
— Выше я уже частично раскрыл этот вопрос. Поскольку изначально интересовался только винтажными ручками, мне пришлось часто сталкиваться не только с ремонтом корпусов, но и с профилактикой и правкой перьев. Помню первые убитые мной перо и корпус. :) А ещё помню, как пробовал практически все советы из Интернета по доводке перьев — от полировки на матовых стеклянных кружках до крафтовых типов бумаг. :)
А в плане обслуживания перьев мне очень повезло с китайскими ручками. Чисто случайно. Объясню: большинство современных пользователей перьевых ручек не очень интересуется свойствами гибкости перьев и возможностями курсивного письма. Им, во-первых, важно просто гладкое письмо, во-вторых, стабильная подача чернил. Поэтому чаще всего люди обращают внимание на внешний вид ручек в сочетании с ценой.
Современные перьевые ручки нельзя назвать предметами массового потребления, они ориентированы на достаточно узкий круг, отчего стоимость их кажется неоправданно высокой (имею в виду известные и признанные бренды). Но есть ручки, которыми можно регулярно и безболезненно пополнять свой «парк», не нанося вред семейному бюджету. И какие это ручки? Правильно, из Поднебесной за 2–30 долларов.
Когда я понял, что дешёвые китайские и абсолютное большинство остальных современных ручек не удовлетворяют моим требованиям к письму, прежде чем обратиться к винтажным, попробовал промежуточное решение — установку стального гибкого (макательного) пера в авторучку. Самым очевидным и экономически выгодным предложением стала китайская Jinhao X-159/450/750, в которую разные пытливые пользователи устанавливали макательные гибкие стальные перья Zebra G, Nikko G, Tachikawa G. И я тоже стал одним из них. :) Тем более в моём распоряжении уже была целая упаковка таких перьев.
Перьевой франкенпен Jinhao модели X750 и X450, собранные вместе с замененным гибким пером Tachikawa G (первая фотография)
Перьевой франкенпен Jinhao модели X750 и X450, собранные вместе с замененным гибким пером Tachikawa G (вторая фотография)
Конечно, ничего хорошего в результате не получилось, кроме приобретённого опыта и кучи однотипных китайских ручек с такими же китайскими ординарными перьями, которые, кстати, оказались весьма неплохого качества и удобной размерности (это я понял позже). Перья в этих моделях типового 6-го размера — одного из самых популярных на данный момент для средних и крупных ручек. А твердосплавные кончики были размерности М (европейской Medium). Она вроде и не тонкая, и не широкая, но при этом достаточной величины, чтобы пробовать переточить наконечник в практически любые геометрию и тип — например, архитект, италик, облик. Более того, материал твердослава тоже был хорош, и я до сих пор считаю его одним из самых удачных в современной китайской перьевой промышленности.
Вот так повезло: я сразу начал с «лучшего» в дешёвом сегменте, и мне не пришлось «портить» дорогие варианты или покупать десятки-сотни перьев с китайскими ручками. Хотя и по сей день в каждой работе всегда пытаюсь попробовать что-то новое.
— Да, был такой опыт. Но из-за современных требований пользователей к перу спрос на такого рода изделие практически отсутствует. При стоимости ручки в 2–8 долларов никто не хочет платить в четыре, а то и в 20 раз больше за индивидуальное перо. Многим такой шаг кажется нецелесообразным: можно купить ещё кучу таких же ручек с перьями или немного других, которые будут писать так, как ищешь.
С дорогими же инструментами всё немного иначе. Скажем, приобрели вы (неважно, в магазине или на вторичке) дорогостоящий и, возможно, редкий (Visconti, Montegrappa, Montblanc). Но он с пером большей размерности, чем пользуетесь в повседневной жизни, а поменять у производителя (уже) нет возможности.
Тут вырисовываются две перспективы: хранить ручку и любоваться ею «в шкатулке» либо обратиться к мастеру, который сделает из пера ваш размер или вообще специфическую форму, какую даже производитель не предлагает (Italic, Architect, Fude, Naginata). И затем пользуйтесь в удовольствие! При этом стоимость такой услуги будет всего 10 %, а то и меньше, от суммы, потраченной на покупку.
Уже более рационально, не так ли? То есть при одинаковой цене работы по модернизации пера в случае с дешёвой китайской ручкой она сильно превышает стоимость покупки, а с дорогой — почти теряется и становится каплей в море по сравнению с удовольствием от ежедневного использования.
— Как сказал ранее, перьевые ручки — это очень специфический продукт и абсолютно не массовый, как ни жаль это признавать. Не так много людей могут обслуживать, настраивать и чинить ручки. И ещё меньше заинтересованы в такой услуге. :) Так что это не тот заработок, который поможет стать самодостаточным. Моё кредо сравнимо с кредо известного персонажа Дюма Портоса: «Я дерусь, потому что дерусь». Так и я: занимаюсь ручками, потому что это моё.
Здесь Андрей вытачивает новое колечко на перьевую авторучку Pilot Elite взамен утерянного
*а здесь Андрей вытачивает навершие из эбонита
Я благодарен клиентам и друзьям, которые обращались ко мне (или обратятся в будущем) и так или иначе поддерживают развитие моего ресурса. Считаю их почти соавторами, спонсорами и меценатами перьевой темы, ибо благодаря им я развиваю свою интернет-площадку и пополняю базу знаний, хотя это и отнимает много времени. Для справки: на один обзор перьевой ручки с разборкой, подготовкой фотографий, тестом и написанным текстом уходят два-три полных дня. И это без учёта работы по ремонту или настройке, если таковые требуются.
— Почти одновременно с увлечением перьевыми ручками я увлёкся и рисованием этими самыми ручками. По сути, прежде «руками» я серьёзно ничего не рисовал. Путь получился долгий и не менее увлекательный, связанный с определёнными трудностями, которые можно проследить по тестам, сделанным ручками от первых обзоров до текущих. И он (путь) ни в коей мере не окончен. Я продолжаю по нему идти и очень благодарен тем, кто меня поддерживает! Как морально, так и финансово, заказывая эскизы или покупая уже сделанные работы.
Портреты людей, нарисованных перьвыми авторучками для обзоров
Портреты людей, нарисованных перьвыми авторучками для обзоров
— А что ещё можно делать перьевыми ручками, кроме как писать ими? Только рисовать (в носу ковырятся не берём — это сугубо индивидуально :)). У меня вообще не возникало вопроса, рисовать или не рисовать. Поскольку я изначально интересовался гибкими перьями, то, чтобы продемонстрировать (и увидеть самому) все их возможности, нужно было индивидуально придумывать тест под каждую ручку и подстраиваться под свойства пера.
Как говорится, лень — двигатель прогресса: хотелось найти какую-то универсальность в тестировании. Ответ был очевиден — рисунок. В нём вполне естественно, без дополнительных усилий можно использовать и видеть все возможности пера: от самых лёгких и тонких линий на быстрых штрихах и росчерках до линий с медленным ведением или нажимом на уточнениях. А заодно получится оценить и поведение чернил на многослойных штриховках и акцентах. Опять же, проверить технические возможности ручки на стабильность подачи при длительном или специальном использовании пера. И всё это в одной работе! Нет необходимости исписывать половину общей тетради, чтобы всё понять. Ну и чисто эстетическое удовольствие от удачно выполненного эскиза, или, наоборот, неудачно, но опробованного нового художественного приёма, ибо перьевая ручка — это тоже художественный инструмент и ничем не хуже, чем карандаш, кисть или мастихин.
Почтовые карточки, нарисованные Андреем Ленским
— Спасибо! С фотографией у меня получилось примерно так же, как с перьевыми ручками, только чуть раньше. :) Увлечение тоже было в два этапа. Первый — в детстве под руководством отца со всей атрибутикой тех времён: фотокамерой «Зенит» (Zenit 3M), ч/б плёнкой, проявкой, увеличителем и печатью в ванной. Второй же — в начале 2000-х, и начался он с японской зеркальной камеры Nikon ещё до цифровой эпохи. Сильно увлёкся спортивной фотографией и успел даже поучаствовать в разных выставках, включая персональную в Москве от клуба Foto.ru. Параллельно интересовался и репортажной съёмкой, и пейзажной, и, конечно, студийной. Но жизнь так сложилась, что пришлось сначала отложить это увлечение, а потом и вовсе отказаться. В целом я немного в теме, так что в фотографировании ручек реализую утраченный потенциал фотографа. :)
— О форуме elitepen.ru рассказал выше, рисунки и некоторые статьи публикую на fountainpennetwork.com (FPN), с прошлого года размещаю информацию на Facebook, в Instagram и на Pinterest. Но современные соцсети преследуют иные цели, нежели распространение знаний: скорее, популяризация имиджа и заработок на его основе. Заниматься своей раскруткой и что-то делать — это две большие разницы, причём никак не совместимые: ты либо делаешь что-то, либо раскручиваешь себя. Я выбрал делать. И вот с этого года благодаря тебе, Роман, «раскручиваю себя» на segment.ru, публикуя свои статьи.
— Честно говоря, не сильно об этом задумывался, но, наверное, как в фантастических фильмах о будущем: натуральные фрукты и овощи — удел избранных. Как сейчас многие смотрят на меломанов, которые слушают винил на ламповых усилителях, так лет через 10-20 будут смотреть на тех, кто пишет ручками, а не передаёт свои мысли методом нейронных месседжей. :) Даже уже сейчас, когда заполняешь в общественном месте что-то пером, на тебя смотрят, как на исполина. Все привыкли тыкать пальцем или в лучшем случае печатать на клавиатуре.
— К сожалению, в последние десятилетия наблюдается тенденция к упрощению подачи информации, речи и, наконец, самих мыслей и восприятия. Уже вроде как не модно что-то производить, а модно быть популярным в инстаграмно-тиктокерском пространстве, быть на хайпе, создавая подчас откровенно ненужный, но «популярный» цифровой шум. Мне кажется, что те, кто сейчас пользуется письмом от руки, сознательно или подсознательно хотят не то что выделиться, а, возможно, отделиться от обычных «потребителей». Конечно, сам факт письма пером или любым другим инструментом не делает тебя умнее или образованнее, но является частичкой комплексного личностного подхода к получению информации, её усвоению и саморазвитию. Так что люди, использующие перьевое письмо, определённо хотят стать лучше. Как минимум для самих себя.
— Мне трудно рассказывать о любимых ручках, ибо критерии выбора очень разные. Просто нравиться и быть удобными могут разные модели. Так что импонируют мне многие ручки совершенно разных эпох, но если говорить о более-менее современных инструментах, не требующих особых усилий к поиску, то это в первую очередь Pilot Capless VP. Я пользуюсь переточенным мной в UEF пером, исключительно в паре с чернилами Platinum Carbon Black, и это самый основной мой инструмент в финишных или коммерческих работах. Он ведёт себя на 90 % именно так, как я того ожидаю, поэтому всегда есть уверенность в хорошем результате.
Ещё мне на удивление и совсем неожиданно «зашёл» не так давно купленный Pilot Myu с пером F, в котором отлично работают ещё одни любимые чернила — Montblanc Permanent Black. Как изобразительный инструмент очень понравился современный Pilot Falcon (Elabo), в котором те же Montblanc Permanent Black чувствуют себя ничуть не хуже.
Писать же нравится Pilot Custom 742/743 с пером FA и Platinum #3776 Balance с пером Music, переточенным в Italic. Ими я по старинке подписываю все свои почтовые отправления. :) Это что касается современных ручек.
Винтажные — до 40-х годов прошлого века — меня практически все удовлетворяют, вне зависимости от внешнего вида или бренда, так как обладают в основном чудесными перьями.
Что касается бумаги, поскольку моё основное применение ручек — это рисунки, то и её я подбираю соответственно: предпочитаю акварельную со средним зерном. А просто для письма мне очень нравится Clairefontaine Triomphe.
— Я немного не понимаю этого термина. Не может быть одной идеальной ручки для всего. Это как спрашивать у художника, нашёл ли он свою идеальную кисть. Идеальной ручки просто не существует, но это абсолютно не значит, что её не стоит искать. :)
— Пробовать, пробовать и ещё раз пробовать! Насчёт стать известным — было бы неплохо с точки зрения дальнейшего развития, ибо все мы понимаем, что финансовая поддержка или её отсутствие определяют количество возможностей. С другой стороны, хотелось бы прожить жизнь не только с пользой для родных и близких, но и оставить хотя бы небольшой след в истории. Ну а если говорить о личном, то в первую очередь хочется стать художником. Не от слова «худо», а именно настоящим, с большой буквы. То есть не просто сказать, но и «смочь» грамотно сформулировать мысль! :)
— У меня два сына: одному 16 лет, второму девять. Старший рисовал, когда я ручками ещё не занимался, но потом охладел. Сейчас пишет Lamy Safari, которую я переделал года три назад в экстратонкую (UEF — прим. ред.). Это его третья ручка после двух китайских, тоже переточенных в экстратонкие. Последние за школьный учебный год полностью потеряли вид, в отличие от Safari. И, хотя я ему уже несколько раз предлагал поменять ручку, он отказывается, ссылаясь на то, что нравится и комфортно писать именно этой.
Перьевая авторучка сына — Lamy Safari Umbra
Младший лет в пять очень любил рисовать и разглядывать ручки с перьями, благодаря чему писать научился ещё до школы. Много рисовал чернильными ручками, у него были разные, но сейчас тоже немного охладел к этому. Иногда приходит — смотрит, расспрашивает, когда видит что-то новое, но не более того. Своими чернильными пишет довольно редко, но я не тороплю события и не заставляю, главное — это личное желание.
Жена чернильными ручками наотрез отказывается писать. Даже подаренной Stypen Harley Davidson в её любимом бордовом цвете. И пробовать не стала — сказала, что чернильные ручки не для неё. Так что конкурентов и претендентов на моё добро пока нет. :)
Перьевая авторучка жены Андрея — Stypen Harley Davidson
— Тем, кто уже давно в теме, хочу пожелать новых открытий и впечатлений. Ну а если мечтается о чём-то запредельном, то дотянуться до своей мечты! А тем, кто только в начале пути, хочу сказать, что это достойное увлечение, которое будет не только радовать глаз, но и помогать в развитии. Если вы заинтересуетесь ещё и курсивным, каллиграфическим письмом, то со временем будет приносить и эстетическое удовольствие. Говоря словами классика Антона Павловича Чехова, «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»… А лучший способ упорядочить мысли — записать их пером. Не спеша и со вкусом. Как минимум аккуратно, а как максимум — ещё и красиво!
Роман «Канцмен» Белопухов
Мы очень долго готовили это интервью. Андрей сильно сомневался, стоит ли знакомить читателей с ним. Но я настоял. Поясню, почему. Для меня Андрей — пример человека, для которого нет невозможного, олицетворение лозунга «Всё ты можешь». Он доказывает, что всё можно постичь и освоить, если на то будет желание или необходимость. Захотелось ему научиться круто фотографировать — пожалуйста, шикарно рисовать перьевой авторучкой — пожалуйста, ремонтировать пишущие инструменты — не вопрос. Каждый из нас может всё. Достаточно сильно этого захотеть.
Комментарии (0)
Правила ›