06.09.2024, 09:01
509
0
ПВЗ и постаматы: соперники или… коллеги?
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Эксперты размышляют, как будет развиваться этот сегмент логистики интернет-торговли
Языком цифр
Рост маркетплейсов = рост ПВЗ
Сохраняется конкурентная борьба между крупными маркетплейсами. В больших городах Ozon догнал Wildberries по количеству ПВЗ, и теперь Wildberries будет более активно работать над увеличением своей сети. Все это говорит о том, что доставка в пункты выдачи сейчас наиболее популярна, маркетплейсы делают ставку именно на ПВЗ, так как это максимально удобный и всем понятный способ получения заказов: пришёл, назвал номер, забрал товар.
Уверен, что подавляющее большинство новых ПВЗ составляют точки Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет». И в первую очередь тенденция преобладания ПВЗ связана с ростом бизнеса этих маркетплейсов. Также свою роль в этом процессе сыграли уход с рынка крупного оператора постаматов PickPoint и последовавшее за этим отключение его оборудования. Новые игроки не вернули в работу все постаматы, которые остались после банкротства компании «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» в январе 2024 года.
Статистика говорит, что количество ПВЗ растёт, а постаматов — сокращается, и мы тоже наблюдаем такую тенденцию. Компания Lamoda уделяет больше внимания расширению географии присутствия за счёт развития собственной сети ПВЗ и партнёрских каналов выдачи заказов с примеркой. В части получения заказов через постаматы работаем только с партнёрами и тоже заинтересованы в максимальной плотности точек, а сокращение количества год к году связываем с внутренними решениями игроков и завершением работы части из них.
Постаматов становится меньше… или нет?
Одной из причин сокращения постаматов стал уход с рынка крупного игрока PickPoint. Эта сеть полностью прекратила работу год назад. У компании было 6 тыс. постаматов более чем в 650 населённых пунктах. Закрытие такого количества постаматных точек не могло не повлиять на ситуацию в целом.
Разные форматы доставки востребованы в силу разных обстоятельств клиентов. Одни стремятся сэкономить своё время на дороге и предпочитают экспресс-доставку до двери, другим удобнее добавить в пункт самовывоза или постамат, находящийся на запланированном маршруте. В сегменте фэшн большинству клиентов удобнее примерка перед покупкой — такую опцию могут предоставить только ПВЗ. Сегмент бьюти часто оформляется в постаматы, так как точек самовывоза больше и, соответственно, они ближе и удобнее.
Преимущества ПВЗ и постаматов
Первое и главное преимущество ПВЗ перед постаматами — шаговая доступность. Найти пункт выдачи рядом с домом гораздо легче, чем постамат, поскольку сети ПВЗ выигрывают по количеству точек. Второй весомый плюс: в пунктах выдачи получателям предлагается гораздо больше дополнительных услуг. Можно вскрыть заказ до оплаты, выкупить товар частично, примерить одежду или обувь и, если что-то не понравится, сразу вернуть товар. Постаматы такой возможности не дают. Однако у постаматов тоже есть преимущества — получение покупки в постамате полностью исключает общение с другими людьми и обеспечивает большую приватность. Для кого-то эти плюсы могут оказаться решающими.
Преимущество ПВЗ перед постаматом заключается в том, что в момент получения заказа можно на месте решить вопрос с проблемным отправлением, например, если товар не работает, пришла не та комплектация или в посылке находится не то содержимое. Также в ПВЗ есть возможность отказаться от товара, сделать возврат, проверить работоспособность электрооборудования или примерить заказанную вещь.
Прогнозы на будущее
По прогнозам аналитиков, объём продаж e-commerce в 2024 году достигнет 10,2 трлн рублей, а число выполненных заказов — 7 млрд штук. Рынок растёт, с ним растёт и количество заказов, поэтому будут расти и сети ПВЗ (в ближайший год в среднем на 15–20 %). При этом основным драйвером их роста станут крупные маркетплейсы. Для онлайн-покупателей пункты выдачи останутся наиболее популярным и удобным способом получения заказов. Во многом это связано с тем, что сейчас шаговая доступность ПВЗ сократилась с 500 до 100 и даже до 50 м, причем в этой зоне клиент может выбрать одну из нескольких точек разных брендов.
Рынок ПВЗ и постаматов будет развиваться пропорционально сфере электронной торговли и держать курс на шаговую доступность (подъезды, остановки общественного транспорта). Увеличение числа и доступность постаматов будут зависеть, в том числе, от таких инициатив, как «Московский постамат».
Рынок ПВЗ продолжит свой рост. Все e-commerce игроки продолжат экспансию пунктов самовывоза и в следующем году. Среди наиболее значимых трендов – рост адресной экспресс-доставки из дарксторов как дополнительный уровень сервиса для клиента и стремительный рост премиального сервиса.
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›«Восьмая Канцференция „Канцклуба“»: люди
31 июл
938
Товарные обзоры
Все обзоры ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
01 окт
499
Комментарии (0)
Правила ›