ФРАНШИЗА
от российского производителя

ПВЗ и постаматы: соперники или… коллеги?

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Эксперты размышляют, как будет развиваться этот сегмент логистики интернет-торговли

Логистика интернет-торговли в России постоянно меняется. Электронные торговые площадки продолжают наращивать количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ), забирая себе львиную долю клиентов. Речь здесь не только о популярных маркетплейсах, но и о менее крупных игроках рынка. И те клиенты, которые, если не вчера, то хотя бы месяц или год назад спокойно забирали заказ из постамата в соседнем магазине, теперь спешат в ПВЗ и уже с трудом вспоминают, что когда-то было иначе. 

Казалось бы, всё это предвестник скорой гибели системы постаматов, однако пока они никуда не уходят. Да, их становится меньше, но они всё же востребованы и имеют свои преимущества. 

Вместе с предлагаем узнать мнение представителей компании Boxberry, «Курьер сервис экспресс» и Lamoda, на какой из двух форматов — ПВЗ или постаматы — делают ставку игроки и как будет развиваться этот сектор логистики. Но сначала немного статистики. 

Языком цифр

Для лучшего понимания ситуации обратимся к двум материалам. В декабре агентство Data Insight опубликовало маркетинговое исследование

Тогда всего 4 % респондентов сказали, что предпочитают забирать заказы из постамата против 27 %, которым удобнее ПВЗ маркетплейса. В числе вероятных причин меньшей популярности постаматов были названы ограничения по размеру пакетов и менее удобное расположение. При этом возможность забрать самостоятельно из постамата или локера как наиболее важный фактор в доставке покупок из интернет-магазина назвали 9 % респондентов. 

А в начале июля обратил внимание на тенденцию перемещения дистанционных покупок из постаматов в ПВЗ, которую дополнительно подстегнул уход иностранных производителей автоматизированных терминалов хранения.

По информации на июнь, в российских городах-миллионниках количество постаматов сократилось на 8 % и составило более 17 тыс. точек, следует из данных 2ГИС, а количество ПВЗ, по сведениям сервиса, за аналогичный период выросло на 20 % до 38 тыс. В то же время, согласно «Яндекс Картам», за аналогичный период количество постаматов в городах-миллионниках увеличилось на 22 %, до 21 тыс. 

Как считает отечественный производитель постаматов Engy, развитие пунктов выдачи заказов не противостоит спросу на постаматы, ПВЗ являются другим сегментом торговли, направленным на большее вовлечение во взаимодействие с конечным клиентом. Многие пункты выдачи приобретают постаматы, которые способны работать 24/7, и расширяют ассортимент услуг пунктов выдачи.

А теперь обратимся к мнению участников рынка. 

Рост маркетплейсов = рост ПВЗ

Сохраняется конкурентная борьба между крупными маркетплейсами. В больших городах Ozon догнал Wildberries по количеству ПВЗ, и теперь Wildberries будет более активно работать над увеличением своей сети. Все это говорит о том, что доставка в пункты выдачи сейчас наиболее популярна, маркетплейсы делают ставку именно на ПВЗ, так как это максимально удобный и всем понятный способ получения заказов: пришёл, назвал номер, забрал товар.
Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry
Уверен, что подавляющее большинство новых ПВЗ составляют точки Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет». И в первую очередь тенденция преобладания ПВЗ связана с ростом бизнеса этих маркетплейсов. Также свою роль в этом процессе сыграли и последовавшее за этим отключение его оборудования. Новые игроки не вернули в работу все постаматы, которые остались после банкротства компании «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» в январе 2024 года.
Виталий Пашкович, руководитель отдела продаж направления e-commerce «Курьер сервис экспресс»
Статистика говорит, что количество ПВЗ растёт, а постаматов — сокращается, и мы тоже наблюдаем такую тенденцию. Компания Lamoda уделяет больше внимания расширению географии присутствия за счёт развития собственной сети ПВЗ и партнёрских каналов выдачи заказов с примеркой. В части получения заказов через постаматы работаем только с партнёрами и тоже заинтересованы в максимальной плотности точек, а сокращение количества год к году связываем с внутренними решениями игроков и завершением работы части из них.
Евгений Городков, руководитель управления собственной доставкой Lamoda

Постаматов становится меньше… или нет?

Одной из причин сокращения постаматов стал уход с рынка крупного игрока PickPoint. Эта сеть полностью прекратила работу год назад. У компании было 6 тыс. постаматов более чем в 650 населённых пунктах. Закрытие такого количества постаматных точек не могло не повлиять на ситуацию в целом.
Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry
Разные форматы доставки востребованы в силу разных обстоятельств клиентов. Одни стремятся сэкономить своё время на дороге и предпочитают экспресс-доставку до двери, другим удобнее добавить в пункт самовывоза или постамат, находящийся на запланированном маршруте. В сегменте фэшн большинству клиентов удобнее примерка перед покупкой — такую опцию могут предоставить только ПВЗ. Сегмент бьюти часто оформляется в постаматы, так как точек самовывоза больше и, соответственно, они ближе и удобнее.
Евгений Городков, руководитель управления собственной доставкой Lamoda

Преимущества ПВЗ и постаматов

Первое и главное преимущество ПВЗ перед постаматами — шаговая доступность. Найти пункт выдачи рядом с домом гораздо легче, чем постамат, поскольку сети ПВЗ выигрывают по количеству точек. Второй весомый плюс: в пунктах выдачи получателям предлагается гораздо больше дополнительных услуг. Можно вскрыть заказ до оплаты, выкупить товар частично, примерить одежду или обувь и, если что-то не понравится, сразу вернуть товар. Постаматы такой возможности не дают. Однако у постаматов тоже есть преимущества — получение покупки в постамате полностью исключает общение с другими людьми и обеспечивает большую приватность. Для кого-то эти плюсы могут оказаться решающими.
Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry
Преимущество ПВЗ перед постаматом заключается в том, что в момент получения заказа можно на месте решить вопрос с проблемным отправлением, например, если товар не работает, пришла не та комплектация или в посылке находится не то содержимое. Также в ПВЗ есть возможность отказаться от товара, сделать возврат, проверить работоспособность электрооборудования или примерить заказанную вещь.
Виталий Пашкович, руководитель отдела продаж направления e-commerce «Курьер сервис экспресс»

Прогнозы на будущее

По прогнозам аналитиков, объём продаж e-commerce в 2024 году достигнет 10,2 трлн рублей, а число выполненных заказов — 7 млрд штук. Рынок растёт, с ним растёт и количество заказов, поэтому будут расти и сети ПВЗ (в ближайший год в среднем на 15–20 %). При этом основным драйвером их роста станут крупные маркетплейсы. Для онлайн-покупателей пункты выдачи останутся наиболее популярным и удобным способом получения заказов. Во многом это связано с тем, что сейчас шаговая доступность ПВЗ сократилась с 500 до 100 и даже до 50 м, причем в этой зоне клиент может выбрать одну из нескольких точек разных брендов.
Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry
Рынок ПВЗ и постаматов будет развиваться пропорционально сфере электронной торговли и держать курс на шаговую доступность (подъезды, остановки общественного транспорта). Увеличение числа и доступность постаматов будут зависеть, в том числе, от таких инициатив, как «Московский постамат».
Виталий Пашкович, руководитель отдела продаж направления e-commerce «Курьер сервис экспресс»
Рынок ПВЗ продолжит свой рост. Все e-commerce игроки продолжат экспансию пунктов самовывоза и в следующем году. Среди наиболее значимых трендов – рост адресной экспресс-доставки из дарксторов как дополнительный уровень сервиса для клиента и стремительный рост премиального сервиса.
Евгений Городков, руководитель управления собственной доставкой Lamoda

Фото на превью: 


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.