ФРАНШИЗА
от российского производителя

Интернет-торговля в России: итоги-2023 и прогнозы-2024

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Цифры и выводы

Интернет-торговля в России продолжает стремительно развиваться. В 2023 году её объём составил 7,8 трлн рублей, продемонстрировав рост в 48 %. При этом доля продаж маркетплейсов составляет 4,4 трлн рублей, объём рынка вырос почти в два раза — +92 %. 2024-й год также покажет немалый рост в этих сегментах.  

Аналитическая компания Data Insight представила «Интернет-торговля в России — 2023» при поддержке Альфа-Банк, Boxberry, CPAExchange, GBS, Robokassa, «Оджетто», «Фабрика Дверей» и ExpressRMS. 

В нём раскрываются ключевые цифры и результаты 2023 года, характеризующие рынок eCommerce в России, а также обобщаются важнейшие данные из публичных исследований, выпущенных Data Insight за этот период. 

Объём рынка и темпы роста розничной интернет-торговли в России

В 2023 году россияне сделали более 5 млрд заказов, что на 78 % больше, чем по итогам 2022-го. Объём рынка в рублях вырос на 44 %. Темпы роста интернет-торговли оказались на уровне позапрошлого года и чуть выше прогнозных. Основная причина роста — стабилизация экономической ситуации.

Мировая онлайн-торговля

Россия входит в топ-10 ведущих стран мира в области розничной электронной торговли. Объём продаж в 2023 году составил 92 млрд долларов. При этом Россия является самым быстрорастущим рынком розничных онлайн-продаж — в прошлом году он составил 36 %. На втором месте Филиппины — +24 %, на третьем — Индия (+22 %). 

В 2023 году впервые в десятку лидеров вошли сразу два крупнейших универсальных российских маркетплейса — Wildberries и Ozon. Доля посещения россиянами маркетплейсов в среднесуточном охвате составляет 36,8 %. Это несомненный лидер онлайн-торговли. 

Доля онлайн-продаж в ретейле

Доля онлайн-продаж продолжает показывать стабильный рост: в 2023 году на них пришлось 19 % от всего ретейла и 37% от рынка непродовольственного ритейла (+5 п. п. и +7 п. п. год к году соответственно).

Четвёртый год подряд количество заказов растёт с фантастической скоростью (CADR + 82%). При этом пик роста количества заказов был пройден в 2021 году, а ускорение роста в 2023 году (+ 12 %) носит временный характер и определено в первую 

В российском e-com сохраняется позитивная тенденция с отправками в ближнее зарубежье, есть лишь небольшие изменения в ассортименте. На лидирующие позиции выходят мелкие и средние производители: покупать у них выгодно, поскольку рубль девальвировался по отношению ко многим национальным валютам. В топе покупок находятся книги, косметика, парфюмерия, одежда и обувь. Наиболее активны покупатели в Беларуси и Казахстане, кроме того, интерес к российским интернет-магазинам демонстрируют жители Армении.
Михаил Конев, руководитель направления Boxberry в СНГ
Покупки за рубежом не конкурент внутреннему рынку, а дополнительная возможность для российского ретейла расширить ассортиментную матрицу, сократить затраты на продажу товаров, ввести в ассортимент уникальные товары. Продажи отечественными магазинами товаров из-за рубежа будут расти, как новое направление. Существующие и будущие торговые площадки будут расширять свой ассортимент за счет товаров, которые пока еще лежат на фулфилмент складах в соседних странах. Потребители со временем привыкнут к тому, что у них есть выбор между «быстрее» и «дешевле» и между «стандартное» и «из-за рубежа». Это следующий шаг для всего рынка.
Илья Рисин, генеральный директор GBS

Прогноз на 2024 год

По прогнозу Data Insight, в 2024 году объём продаж на российском рынке eCommerce достигнет 10,2 трлн рублей, рост составит 30 %. Темпы увеличения количества заказов снова начнут замедляться, но всё равно рост будет выше, чем в период до COVID-19. Количество выполненных заказов на рынке eCommerce увеличится более чем на 40 % и превысит 7 млрд рублей. Темпы роста в текущем году продолжат замедляться — но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.

Ключевые тренды 

Онлайн-шопинг становится не просто привычкой, а обыденностью

Частота покупок у тех потребителей, которые пришли в онлайн за несколько последних лет, увеличивается. Особенно это заметно в городах-миллионниках.

Доля регионов в онлайн-торговле существенно растёт

В регионах онлайн-торговля только начинает развиваться. В следующие несколько лет покупатели в регионах станут драйверами рынка.

Работа с лояльностью покупателей 

Реферальные программы, акции и скидки, персональные предложения, а также качество товара и бесшовность использования сервисов увеличивают шанс, что покупатель вернётся.

Маркетплейсы лидируют из-за качества сервиса и постоянства для покупателей

Покупатель уверен в заказе (или в том, что сможет его без проблем вернуть), в доставке и в том, что найдёт то, что нужно. На большой ассортимент маркетплейсов влияют селлеры — именно они, а не маркетплейсы, являются драйверами роста рынка.

DTC не потеряла актуальность

Однако, сегодня с одной стороны на рынке наблюдается взрывной рост маркетплейсов, которые формируют огромный трафик и имеют «безразмерную полку», что делает ценовую конкуренцию самой эффективной и ведёт к размыванию бренда. С другой стороны, существует запрос со стороны рынка на выстраивание личной коммуникации с потребителем на основе доверия и личных потребностей покупателя — персонализированный подход.

Маркетплейсы

Крупные универсальные маркетплейсы в России — это площадки с оборотом более 100 млрд руб. в год, на которых представлены большинство оборотом более 100 млрд руб. в год, на которых представлены большинство модели маркетплейса. На декабрь 2023 г. это: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

В 2023 году рынок eCommerce вырос на 2,6 трлн рублей. Основная часть этого роста пришлась на Wildberries и Ozon (35 % и 31 % соответственно), а в сумме четыре крупнейших маркетплейса обеспечили более 80 % от всего роста рынка.

В 2023 году совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов Wildberries и Ozon от всех онлайн-заказов продолжала расти. Во втором полугодии этот показатель достиг составил 78 % против 70 % за тот же период 2022 года.

Я советую селлерам использовать несколько каналов онлайн-продаж, чтобы диверсифицировать риски по товарным позициям, рекламным ставкам и комиссиям. И рассматривать не только маркетплейсы, но и собственные каналы продаж. Как показывает внутренняя аналитика inSales по 15 000 клиентов, средний оборот селлеров, которые раньше работали только на маркетплейсах, растёт с созданием сайта. В первые полгода — на 20%, во вторые — на 24%. Мы ожидаем, в 2024 году селлеров с интернет-магазинами станет больше.
Тимофей Горшков, CEO платформы для управления онлайн-бизнесом inSales

С полной версией исследования можно ознакомиться

Фото на превью: .


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.