Ключевые тренды потребительского рынка. Фокус на канцелярские товары
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Как сегмент рынка канцтоваров развивался в условиях пандемии и почему офлайн-торговля никуда не денется

Не просто покупатель — человек сегодня стоит в центре внимания любой сферы бизнеса. И крайне важно понимать: кто он, чем живёт, что ему нужно. На форуме «Главный канцелярский вопрос — 2022», который проходил в рамках 29-й Международной выставки «Скрепка Экспо», директор по развитию сектора ретейла исследовательского холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина представила ключевые тренды потребительского рынка: каким он стал пост-пандемийную оттепель, почему для покупателей сейчас так важна ценность удовольствия и в чём секрет успеха магазинов канцтоваров в нынешних условиях.
Самая важная информация сопровождается слайдами презентации из выступления спикера.
Потребительские настроения и ожидания
На поведение человека на рынке влияют два важных показателя:
- уровень инфляции — даже по официальным данным он достаточно высокий,
- динамика реальных располагаемых доходов: покупатель находится в сложной ситуации.
Российский потребитель сегодня находится в условиях нестабильной макроэкономической среды. Если раньше доля расхода на продукты в среднем по России составляла 35-36 %, то в период карантина этот показатель вырос до 41 %. Чем больше мы тратим на продукты, тем меньше у нас остаётся на товары не первой необходимости.
Классической реакцией на сложную и нестабильную макроэкономику становится экономия. Чаще всего экономят на одежде, обуви, косметике, средствах по уходу за собой. Однако среди экономящих россиян четверть (!) уже говорят о том, что экономят на продуктах и лекарствах. Уровень стресса при этом достаточно высокий. Как и уровень счастья. И этому есть объяснение.
Мы привыкли жить в состоянии кризиса и нашли большое количество способов адаптации к этому кризису.
Трансформация образа жизни привела к тому, что меняется покупательская корзина. Основываясь на анализе данных чеков, в 2021 году существенно выросли траты на те позиции, которые помогают справляться с тревогой.
Способы борьбы со стрессом
Готовая еда. Заказы такой еды как возможность побаловать себя выросла на 47 %. Повысился спрос на снеки, крепкий алкоголь. Рестораны быстрого питания (McDonald’s, KFC, Burger King): растёт размер аудитории, корзины даже по сравнению с 2019 годом. Антидепрессанты — 3-е место в списке, в 2020 году такой статьи расходов не было. Времяпрепровождения с животными: их стали чаще заводить, на них стали больше тратить.
Покупательские ценности
- Базовые ценности: удобство, цена (промо и скидки).
- Ценность соответствия: стандарты качества.
- Ценность удобства: безналичная оплата, отсутствие очередей, крупные ценники.
- «Чуть больше, чем требуется».
Наш покупатель в сложной ситуации, он экономит. Но при этом он требовательный. Он ожидает каких-то дополнительных решений. В 2021 году ключевыми ценностями, которые определяли покупательское поведение и влияли на рынок, стали ценности времени, денег и удовольствия комфорта совершения покупок.
Ключевые потребительские ценности — 2021
Ценность денег
Появляются хард-дискаунтеры [или жёсткие дискаунтеры — магазины самообслуживания с низкими ценами и товарами повседневного спроса, например «Светофор», Fix Price — прим. ред.]. В категории «Канцелярские товары» этот сегмента ретейла будет иметь большую роль. Покупатели как способ экономии выбирают переключение на собственные торговые марки. Такой тренд есть, хотя и не для всех категорий.
Сети низкого ценового формата всё более интересны россиянам. Это говорит о том, что мы сейчас коммуницируем с человеком, для которого цена крайне важна.
Ценность времени
Очень активно развивается онлайн. При этом средний чек снижается, потому что появилась возможность заказывать экспресс-доставку и совершать маленькие покупки. Кроме того, меняется покупательская корзина: внутри этого канала мы стремимся закрывать всё больше потребностей, покупая онлайн даже продукты.
Ценность удовольствия
Когда приходишь в магазин и можешь найти что-то удобное, например, зарядить телефон, найти уникальный ассортимент, почерпнуть какие-то знания, найти решение для детей — это действительно значимо для сегодняшнего покупателя. Быть лидером сегодня — значит стать любимым брендом покупателя.
Фокус на канцелярские товары
В 2021 году продажи в сегменте канцелярских товаров выросли на 23,7 %. Но нужно помнить, что рост здесь коррелируется с позапрошлым годом, когда этот показатель просел.
Есть три источника роста:
- за счёт аудитории,
- за счёт частоты,
- за счёт среднего чека.
В рознице долевое соотношение каналов торговли выглядит так. Традиционная торговля для канцтоваров по-прежнему имеет значительную долю, но она постепенно снижается. То же самое можно сказать о гипермаркетах: здесь зафиксировано снижение покупательского интереса, однако доля растёт.
В 2021 году существенные позиции начинают активно занимать «Фикс прайс», гипермаркеты «Лента», «Детский мир», «Ашан», онлайн-площадки Wildberries и Ozon, а также хард-дискаунтер «Светофор».
Для покупателя, когда он совершает покупку, важно удобство. Я не иду просто за канцелярскими товарами — я иду за корзиной. Я предпочитаю внутри одного ретейлера закрыть все свои потребности.
Профиль покупателя канцелярских товаров
Здесь можно зафиксировать две интересные тенденции. Выросла доля аудитории от 35 до 54 лет и при этом сократилось количество покупателей 25-34 лет. Кроме того, увеличилась доля аудитории со средним доходом, но немного меньше стало покупателей с высоким доходом.
Скорее всего, успех кроется в мультиформатности, когда мы комбинируем онлайн и офлайн. Несмотря на то, что онлайн растёт, покупатель туда идёт, сравнивает цены и будет продолжать делать заказы — для нас важна история личных ощущений. Офлайн не умрёт, по крайней мере при нас с вами. Туда человек приходит, чтобы посмотреть, потрогать, выбрать. Успешная модель бизнеса, когда есть возможность прийти в офлайн, посмотреть, ознакомиться с новой продукцией, но при этом покупку, скорее всего, совершить именно в онлайне.
Подробнее:
Андрей Геймбух. Нужно сохранять региональные оптовые канцелярские компании
Александр Смирнов. Маркетплейсы — спасение или путь к банкротству?
Андрей Хворостяный. Нужно сохранять спокойствие и действовать
Григорий Цукерман. Стратегии развития компании
Константин Румянцев. Нужно реанимировать предпринимательский дух
5 вещей, которые нужны региональному канцелярскому опту прямо сейчас
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›