25 марта «Канц.клуб» провёл в Zoom'е канцелярскую онлайн-конференцию, больше похожую на марафон. Он длился больше пяти часов и собрал свыше сотни участников. Темы, обсуждаемые во время прямого эфира, были горячими, а вопросы — наболевшими. А всё это удалось благодаря тому, что один из канцелярских предпринимателей решил выбраться из панциря и поделиться идеей такого формата мероприятия с организаторами, прям всё как я и завещал.
Мне хочется выделить этого человека и сердечно поблагодарить — Лариса Воронович, спасибо вам огромное!
В свою очередь редакция «Сегмент.ру» представляет вам серию материалов с расшифровкой самых острых, интересных и запоминающихся выступлений спикеров. Присоединяйтесь!
Коммерческий директор ООО «ПЗБМ» Артём Дулькин подчеркнул, что компания работает в штатном режиме, однако она, как и все остальные участники рынка, столкнулась с дефицитом сырья, ростом цен на него и необходимостью оптимизировать всю свою работу.
Мы работали и работаем в штатном режиме, не прекращали свои отгрузки ни на один день. Очень сильно выросло сырьё, соответственно, цены мы тоже подняли. С учётом текущей ставки и условий кредитования (кредиты теперь нам дают по 25–27 %) о длинных отсрочках, так называемых закладках и прочем, говорить не приходится. Думаю, что это история на годы.
Выпуск всех новинок мы перенесли ближе к «Миру детства», к осени, зафиксировали какой-то ограниченный ассортимент, очень сильно снизили склад и работаем по предварительным заказам.
Март был очень хороший. По сути, это был мини-сезон. Такого марта я давно не помню. В розничных магазинах идёт повышенный спрос, что нехарактерно: люди скупают товары по более низким ценам, и это тоже скажется на сезоне. Можно сказать, что сезон будет длиться на три недели, как обычно, а размажется на несколько месяцев.
Обложка выросла в два с лишним раза, а с учётом наших так называемых спецэффектов обложка стоит космических денег. Мы не можем себе позволить не угадать с какой-то обложкой той или иной серии и положить на склад. У всех ограниченные оборотные средства, банковские кредиты очень дороги. Поэтому принимаем заказы, через 30-40 дней производим товар и отгружаем нашим партнёрам.
Входим в следующий квартал с небольшим складом.
Катастрофический рост цены картона — в 2,5–3 раза — особенно чувствителен для экономтетрадей. Плюс ещё есть проблемы с доступностью сырья: картона, бумаги, полиграфических красок.
Запасов сырья у нас на полтора-два месяца. С марта мы всё сырьё покупаем в предоплату. Раньше отсрочки были возможны, сейчас нет. Это характерно сейчас для большинства бизнесов, но в этом тоже проблема: создавать особо большие складские запасы сырья просто невозможно в связи с тем, что не хватает оборотных денег.
80 % продукции в тетрадях ПЗБМ производит под заказ. 20 % — это то, что у нас есть на складе. Сейчас мы, конечно, склад сократили. Очень много было продано в этом месяце со склада. Что на него класть, непонятно.
У нас есть сайт pzbmopt.ru, где каждый может сделать заказ от 50 тысяч (юрлицо). Там же можно сделать предварительный заказ. Сейчас позиций на складе всё меньше и меньше, но если делать предварительный заказ, то мы через какое-то время отгрузим полный ассортимент. Минимальный заказ как был, так и остался — 50 тысяч рублей. Это же касается и предзаказа.
Следующий квартал у нас в большей степени расписан предварительными заказами. С теми, кто сделал заказ несколько месяцев назад, мы согласовали новые цены и, соответственно, будем в следующем квартале активно работать.
Мы экспортируем постоянно, в основном в СНГ. Сейчас экспорта значительно меньше, потому что хорошие большие заказы идут от наших клиентов в России. Стараемся прежде всего продавать здесь, а экспорт вторичен.
На ПЗБМ не планируем никого не сокращать. Более того, поскольку мы начинаем заниматься новым бизнесом — бумажными пакетами, с августа — сентября — мы начинаем набирать людей. Бумажные пакеты будут выпускаться преимущественно из макулатурной бумаги.
Смотрим в будущее достаточно оптимистично. Считаю, что тетради на полках будут. Возможно, месяц-другой будет дефицит каких-то позиций, но в целом в этом сезоне полки не будут пустовать.
На мой взгляд, может быть дефицит экономтоваров типа зелёной тетради 12, 18, 24 листов, наборов белого и цветного картона. Скетчбуков из каменной, чёрной бумаги, которые раньше везли из Европы — сейчас очень проблемно достать эту европейскую бумагу.
Цены мы не планируем больше поднимать, но всё зависит от сырья — как себя поведут производители бумаги и картона, каким будет курс. До конца года расширять эконом не будем. Эконом в нашем ассортименте есть, но небольшой: зелёные тетради, немного общих тетрадей.
23 февраля я думал, что мы производим премиальные тетради. А сегодня я уже так не думаю. С учётом роста цен непонятно, в каком мы сегменте.
В 23 февраля мы вернёмся нескоро. На мой взгляд, на это потребуется три-пять лет. Мы только начали это мощное падение, и дна мы достигнем, возможно, к концу года или в следующем году. Сейчас у нас всё сопоставимо по сути с периодом 20-летней давности.
Говорить о том, что после завершения спецоперации всё будет хорошо и на уровне 23 февраля, не приходится от слова совсем. Санкции не снимут, может, если только отдельные. Все остальные останутся, как это было после 2014 года. Но тогда это был лайтовый вариант, а сейчас всё будет достаточно конкретно.
Ситуация из того разряда, что нужно самое дешёвое, нужно работать с ассортиментом, оборачиваемостью.
В планах большое желание сократить количество дизайнов. Такое количество дизайнов, которое мы делали, рынку не нужно. Нет таких полок в магазинах, чтобы можно было положить всю эту продукцию. Сейчас нужно сжиматься, уменьшать издержки, в том числе сокращать количество дизайнов. Есть большое желание делать меньше, но делать хорошо, делать премиум.
За последние несколько лет мы заметили, что наша тетрадь — это ещё и подарок. Возможно, это выручит нас в дальнейшем.
Комментарии (0)
Правила ›